26 ноября 2025

Образ царицы Тамары в фольклоре.

Ю. Ю. Карпов в статье "Царица Тамара: реалии и образ в фольклоре" говорит, что "царицу Грузии Тамару знал и знает едва ли не весь Кавказ. С её именем связывают один из лучших периодов в жизни Грузии (годы правления: 1156-1184), когда страна обрела преобладающее политическое значение во всей Малой Азии, когда достигла новых высот литература и искусство, получили развитие нравственные основы общества". Равно и среди населения соседних с Грузией земель Тамара осталась в памяти в первую очередь просветительницей. «Как в Осетии, так и во всей горной полосе Чечни “эльгыцы” (святилища. — Ю. К.) построены, говорят ... во времена Тамары ... До Тамары чеченцы не знали ни Бога, ни “ццу” (божеств. — Ю. К.) и жили как животные в потёмках...» (Далгат В. Первобытная религия чеченцев // Терек, сб. 1893. Вып. 3. С. 91-92.).

Как видно, женщина, оказавшись на царском троне, не посрамила женский пол. Она проявила столь высокие человеческие качества, которые присущи далеко не каждому мужчине. Поэтому неудивительно, что эта женщина-правитель оказалась в неувядающем ореоле славы.

Грузины всячески превозносили добродетели и очарование Тамары. Одним из ярких выразителей общественного мнения был современник Тамары, автор знаменитой поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели. Согласно преданию, именно слова Шота: «Льва щенки равны друг другу, / Будь то львёнок или львица», произнесённые в ответ на вопрос о способности женщины править государством «узаконили право женщин на престол». По оценке Н. Я. Марра, поэма «Витязь в тигровой шкуре» была написана «для забавы царицы Тамар», ей — «прекрасной даме», она и посвящалась. Основной идеей произведения Н. Я. Марр считал культ женщины, аналогичный тому, что наблюдался в христианской Европе. 

Наиболее величественные черты образ Тамары приобрёл среди грузин-горцев. Согласно свидетельству Д. 3. Бакрадзе, исследователя середины XlX в., Тамара была единственной из числа всех грузинских царей, кому нашлось место, причём почетное место, в народных сказаниях сванов. Тамара, якобы, особенно любила Сванетию и часто проводила в ней время, строила там церкви и снабжала их богатыми иконами. «Она знаменитейшая из жён после Божьей Матери... Царица Тамара бессмертна: местопребывание её —  подземелье в Ушкули (сельское общество в Верх. Сванетии — Ю. К.), под церковью Божьей Матери, где она сидит в кувшине, держа в руке свечу». <...> «Царица Тамара подобна Божией Матери. Голова её увенчана золотою диадемою; в ушах висят бриллиантовые серьги, на шее надето ожерелье из драгоценных камней зелёного и красного цветов. Вся она облачена в светоцосные ризы, сияет как Божия Матерь», - передаёт автор статьи слова народной песни, которая с незапамятных времён поётся во всей Сванетии.

Православный образ благоверной царицы Тамары. Источник картинки

Любопытно сравнение Тамары с Богоматерью, потому что, по словам автора статьи, "положение самой Богоматери в пантеоне [горцев] не просто особое, но исключительное. «Грузинами по преимуществу уважается Богоматерь ... Предание гласит, что Богоматери Грузия досталась в удел...». Она занимает место как бы вне жёсткой иерархической сетки, что, вероятно, связано с наследием культа Великой матери."

Интересно, что в народных преданиях Тамара рисуется амазонкой. Она отказывает всем искателям её руки, мечтая остаться безбрачной. «Против меня все цари посылают свои войска, но не могут победить меня; разве я могу признать над собою власть, хотя бы власть мужа!» Или: «Не хочу замуж, останусь я без мужа». "Царица Тамара, когда дело касается чувств, враждебно настроена по отношению к мужчинам, ратует за собственное безбрачие, легенды почти игнорируют тему материнства в её биографии и, если рассказывают о появлении у неё ребёнка, то случается это неким получудесным образом. Набор приписываемых ей качеств перекликается с оным Девы Марии, только переданы они в иной тональности, а именно характерной для воительниц, воспринявших и исполняющих мужские функции" (Ю. Карпов).

Об обладании Тамарой сверхъестественными качествами повествует легенда о царице и утренней звезде. Звезда (Венера) была взята в плен всесильной женщиной, сковавшей её цепями. Тамар обращала звезду в коня и ездила на нём.

Денни́ца — в славянской мифологии персонифицированный образ утренней звезды, планеты Венеры. Аналог Денницы в римской мифологии — Люцифер.  В церковнославянских и синодальном переводах Библии (Ис. 14:12) слово «денница», как синоним утренней звезды, относится к царю Вавилонскому, с целью показать его славу и блеск, подобные сиянию утренней звезды. В библейском тексте пророк Исаия (VII век до н. э.) восклицает: «как упал ты с неба, денница, сын зари, разбился об землю, попиравший народы». Однако раннехристианский толкователь Тертуллиан (III век) и некоторые другие полагали, что данная фраза относилась к падению с неба сатаны. Получается, что Тамара оседлала то ли царя вавилонского, то ли самого Люцифера.

Очевидно, в народных преданиях отражены симпатии грузин к женщине на троне. Отсюда — обожествление Тамары, наделение её сверхъестественными качествами. В общем, грузины не имеют ничего против матриархата.

Комментариев нет:

Отправить комментарий