Похоже на то, что мужское вожделение одинаково толкает их и к "покорению" женщин, и к "покорению" племён и народов.
Здесь нужно подчеркнуть, что вожделение тесно связано с эгоизмом: если я, например, вожделею курицу во время голода, то отнюдь не из стремления к благу курицы.
Соответственно, сластолюбец, вожделеющий "овладеть" красавицами, вовсе не желает осчастливить их; они ему потребны лишь в той степени, в какой изысканная пища потребна для гурмана.
Я заметил удивительное совпадение в описании Казановы Стефаном Цвейгом и Хлестакова Николаем Гоголем. Оба - совершенно примитивные типы в умственном отношении, и оба одержимы страстью: первый - страстью к женскому полу, второй - страстью "пожрать" повкуснее. И обе эти страсти коренятся в одном вожделении - насыщения и удовлетворения собственной плоти.
Как говорится, всё познаётся в сравнении. Так вот, образ постящегося в пустыне Иисуса является диаметрально противоположным типажу Хлестакова. Если Иисус — Христос, то, значит, Хлестаков — антихрист.
Искушение святого Иллариона. 1896 |
Подвижник всю свою волю направляет на борьбу с вожделением, а Казанова и присные все свои силы и всё время посвящают поиску новых источников удовольствия. "Кто страстно хочет жить для себя, должен, рассуждая логически, быть совершенно равнодушным к судьбе других людей. Равнодушный ко всем людям, равнодушный к проблемам, которые ставит человечеству каждый новый день, живёт Казанова свои семьдесят три года: его ничто не интересует, кроме его собственных личных наслаждений", - пишет Стефан Цвейг.
Кстати, Казанова напоминает мне Фредди из фильма Уильяма Уайлера "Коллекционер" (1965). Фредди - одинокий, социально неуклюжий молодой человек, который покупает фермерский дом 17-го века на выигрыши, которые он заработал в футбольных пулах. Энтомолог-любитель, он проводит время, ловя бабочек, которых у него большая коллекция. Затем он начинает коллекционировать девушек, похищая их и запирая в каменном подвале старого особняка. Он такой же сладострастник, как и Казанова, но действует силовым методом, используя хлороформ и автомобиль для похищения объектов наслаждения.
Фредди всего лишь копирует князя Владимира, у которого, согласно ПВЛ, "наложниц было 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц".
Но князь Владимир — это всего лишь наиболее яркий представитель "бигмэнов" (англ. big man; big-man — большой человек). У папуасов каждый бигмэн имеет свой гарем. И в их хозяйствах работают мужчины-холостяки, не сумевшие создать собственные гаремы. Вот вам уже и прототип государства, где есть "царь" и "рабы" с "рабынями".
Собственно, вся социология крутится-вертится лишь вокруг одного вопроса: как создать такое общество, в котором невозможны "бигмэны". Муравьи кардинально решили этот вопрос ещё в незапамятные времена. Ну, люди же не могут пойти по муравьиному пути, для людей наиболее оптимальным является матриархальное общество. Однако для созидания такого общества необходима соответствующая культура, которой, увы, нет, и в которой не заинтересованы даже женщины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий