14 июня 2025

Рассказ целительницы из ЮАР с моими комментами.

Сьюзен Кемпбелл в своей монографии "Призванные исцелять. Африканские шаманы-целители" сообщает понемногу о современных целителях в ЮАР, в том числе о Кхумбулиле Мдлули. Кхумбулиле получила своё призвание к целительству в ранней юности. И это призвание очень сильно похоже на "шаманскую болезнь" у народов Сибири. Целительница рассказывает о себе:

"Предки начали призывать меня, когда мне было 12 лет [1]. Сейчас я практикую здесь, в Нтфоджени, уже 17 лет. Когда я была маленькой, мои родители не консультировались с целителями. Это началось со страданий [2]. У меня болел живот, эта боль не прекращалась даже ночью, когда я спала.

Однажды ночью мне приснилось, что пришёл большой человек с палкой [3]. Он бил меня [4]. Я ничего не почувствовала ни тогда, ни когда проснулась. После этого являлись предки. Мои близкие говорили мне, что я разговаривала на языке, который они не понимали [5]. Предки приходили, говорили через меня, и я танцевала. Когда это происходило, люди начинали говорить, что я сошла сума [6]. Они рассказывали мне, что я делала, но я не помнила ничего из этого.

В моих видениях эти предки дали мне новое имя. Я сказала своей семье, что моё новое имя — Принс Ламони Дламини. Оказалось, что это был один из наших пращуров. Я была напугана. Я не понимала, что происходит. Я шла в церковь и молилась, молилась, молилась. Я ходила в школу две недели в месяц, потом заболевала и сидела дома. В школе я могла вдруг потерять сознание, и меня отвозили в больницу. Врачи и сёстры ничем не могли помочь мне. Я приходила в себя и какое-то время чувствовала себя вполне хорошо. Эта 
болезнь была себе на уме. Она не реагировала на лекарства из больницы.

Болезнь и смятение продолжались годами. Учёба стала для меня борьбой, но я хотела закончить среднюю школу. 7 мая 1982 года я должна была сдавать экзамены, но явились предки. Они привели меня в то место, где я должна была проходить целительскую подготовку. Предки показали мне в видениях, куда мне следует отправиться. Я подробно описала это место своей сестре, и она отвезла меня туда. Мы поехали, и всё было точно так, как я говорила. Наставница ожидала моего приезда. Я проходила своё обучение недалеко от границы между Свазилендом и ЮАР в провинции Мананга.

Нас, учеников, было двенадцать человек — один мужчина и одиннадцать женщин [7]. Обучение было очень трудным. Мы не носили одежды выше пояса [8]. Мы не носили обуви, даже в зимние холода. Нам приходилось рано вставать, чтобы пахать землю, но пища, которую мы выращивали, предназначалась не нам [9]. Мы должны были иметь собственную еду из дома. Рано утром мы шли на реку и мылись, даже если было очень холодно [10]. Затем мы должны были принимать определенное лекарство предков, от которого нас рвало [11]. Мы очищали свои тела и шли назад к месту обучения. Потом являлись предки, и мы танцевали, танцевали без передышки [12]. Мы очистились, и теперь предки могли появляться легко [13]. После всего этого мы возвращались к работе. В таких условиях я проучилась год.

Днём наставница прятала разные вещи, а мы должны были находить их с помощью предков [14]. Наставница даже могла спросить: «Какого цвета автобус, который ходит в Манзини и возвращается вечером?» И хотя ты никогда не видел этого автобуса, предки могли подсказать тебе ответ [15]. Я могла сказать, какого цвета автобус, я отвечала на любые вопросы, но потом ничего не помнила [16]. Моя наставница рассказывала мне, что я говорила".

---------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Примерно в это время у девочек начинаются месячные.


[2] То же самое отмечается в призвании у сибирских шаманов. Страдание "выбивает" из жизненной колеи "избранника духов", не даёт ему возможности быть "как все".

[3] Всё по Фрейду.

[4] А может "трахал"?

[5] Загадочный феномен глоссолалии, известный в шаманизме. Очевидно, он связан с одержимостью духами. 

[6] Сошла с "житейского", "бытового" ума. Возможно, для того чтобы обрести "космическое" сознание, как раз и надо сойти с "местечкового" ума.

[7] Любопытное соотношение полов в целительских практиках.

[8] Прямо как крито-минойские жрицы.


[9] Трудовая аскеза, для изнурения плоти, как у соработников св. Сергия Радонежского.

[10] Древнегреческая пифия совершала омовение в ледяной воде Кастальского источника перед прорицанием. Это была очистительная процедура, равно как и трёхдневный пост.

[11] Тоже очистительная процедура, типа клизмы.

[12] Это похоже на радения христоверов ("хлыстов"): кружения-верчения, которые назывались "духовным вальсом" (в секте г-жи Татариновой), после долгих постов. Собственно, ту же последовательность — сначала пост, потом танцы — следует принимать в расчёт, когда мы говорим и о древних танцах.


[13] Очевидно, для общения с духами предков от самого медиума требуется стать "духом", то есть максимально "облегчиться". Так, аскеза является необходимым, непременным компонентом подлинного мистического опыта. 

[14] Ясновидение. 

[15] Предки знают больше, чем живые. Потому-то ещё со времён натуфийской культуры (как минимум) люди "заморачивались" с черепами своих предков, хранили их в своих жилищах.

[16] Как древнегреческая пифия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий