Кристофер Л. К. Э. Уиткомб говорит, что свидетельства матрилокальных браков можно найти в различных греческих мифах и легендах, которые «исторически» относятся к бронзовому веку. Например, в известной истории о Елене, когда Менелай женится на ней, он отправляется жить с ней в Спарту, где правит как царь, несмотря на то, что у Елены есть два достойных брата, Кастор и Полидевк (Кастор и Поллукс). Менелай получает царство в Спарте благодаря браку с Еленой, которая является потомком Лакедемонского престола.
Когда Елену похищает Парис и увозит в Трою, Менелай, чьё положение царя оказывается под угрозой, прилагает все усилия, чтобы вернуть её, заручившись помощью всей Греции. Когда во время осады Трои Парис и Менелай договариваются сразиться в поединке, наградой становится не только Елена, но и «всё её имущество». Позже, после смерти Елены, следующим правителем Спарты становится её дочь Гермиона, а не один из сыновей Менелая.
Елена была дочерью Леды, которая, по-видимому, была замужем за Тиндареем. Однако Тиндарей не был отцом Елены. Более поздние рассказчики этой истории, несомненно, испытывая дискомфорт из-за очевидной распущенности Леды и её несоблюдения патриархальных законов наследования по мужской линии, ввели миф о соблазнении Леды Зевсом как более удовлетворительное объяснение её поведения.
Случай Леды отнюдь не уникален. Мифы и легенды бронзового века полны важных детей, у которых упоминается имя матери, но не отца. У этих детей, очевидно, был отец-человек, и не обязательно муж их матери, но когда истории пересказывались, это оскорбление патриархальных чувств смягчалось объяснением, что отцом каждого ребёнка на самом деле был бог.
Теперь понятно, почему Зевс такой похотливый в древнегреческой мифологии.
![]() |
| Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз — Леда и лебедь, ок. 1870 |
Зевс, в качестве "затычки", закрывал собой каждую "бочку", из которой проистекала "вода" в виде неконтролируемого потомства. Немного перефразируя цитату Ирины Сыромятниковой из книги «Монтер путей господних»: «Если бардак нельзя предотвратить, нужно его организовать и возглавить», можно сказать, что Зевс своим "отцовством" придавал патриархальную легитимность детям, родившимся в "беззаконии", "по старинке", в "гостевом браке".

Комментариев нет:
Отправить комментарий