03 июня 2022

Раиса Максимовна как жена Чингачгука.

Сегодня утром я прочитал про Раису Максимовну Горбачёву:

"В детстве Раи Титаренко не было ничего, что могло бы предсказать её будущий взлёт. Ее отёц, Максим Андреевич, родом из Чернигова, всю жизнь проработал на строительстве железных дорог. Одна из веток проходила через алтайское село Веселоярск. Тут он влюбился в местную девушку, Сашу, женился на ней… Саша – Александра Петровна – была из крестьян; до конца своей жизни оставалась неграмотной – в крестьянских семьях не было принято учить дочерей. Её отца в начале тридцатых раскулачили, а затем посадили по обвинению в троцкизме. Ни Саша, ни её отец так и не поняли, кто такой Троцкий и что такое троцкизм. Его жена умерла от горя и голода, оставив четверых детей…".

"Вот где "корни" перестройки!", - подумалось мне.

Раиса Максимовна в молодости

Но гораздо более меня заинтересовал нижеследующий пассаж из статьи:

"Конечно, Раиса Максимовна, как жена первого лица государства, работать уже не могла. Но и сидеть без дела ей было и неудобно, и непривычно. У жён глав государств на Западе традиционно было два главных занятия: благотворительность и культурные программы. В Советском Союзе самого понятия «благотворительность» не существовало, и Раисе Максимовне осталась культура. Тем более что в конце 1986 года представители культурной элиты СССР – среди них Дмитрий Сергеевич Лихачёв и митрополит Питирим – выступили с инициативой создания неправительственной общественной организации – Фонда культуры, который должен был способствовать сохранению и подъёму отечественной культуры. Обратившись за помощью и поддержкой к Раисе Максимовне, они обрели в её лице самого активного сторонника" (Источник).

Вот только вчера я писал о том, что жёны индейских старейших играли роль "серых кардиналов", что они занимались планированием общественных мероприятий и организацией "больших праздников" или торжеств, занимали важное место в религии и контролировали церемонии, то есть их сфера деятельности в целом совпадала с тем, что мы определяем ёмким словом "культура". По сути, жёны индейских старейшин занимались тем же, что и жёны глав государств на Западе. 

Как сказал Максим Осипов, "за пять лет в России меняется многое, за двести — ничего" (Источник). Но то же можно сказать не только про Россию. Традиция — штука невероятно живучая. Со временем только меняются внешние формы, но суть остаётся прежней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий