Вот Ф. Ф. Зелинский пишет о Кибеле, что "она изображается сидящей на престоле; легко понять происхождение этого воззрения от представления о ней как об обожествлённой Земле. Во всяком случае, это сидение и этот престол для неё характерны; посвящённые ей обрядовые песни называются «престольными» (enthronismoi): таковые для неё сочинял Пиндар, тот самый, который основал её культ у себя в Фивах".
Статуя Кибелы у входа в Стамбульский археологический музей
Меня нисколько не удовлетворяет это объяснение Зелинского, которое мне кажется "притянутым за уши". Открываем Википедию и читаем: "Престо́л — в христианском храме стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии.
Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа" (Источник).
И что же, из таинственного присутствия Иисуса Христа на престоле разве следует представление о Нём как об обожествлённой Земле?
Более того, если послушать Зелинского, тогда придётся признать архонтом обожествлённой Земли дьявола, который в Евангелии называется "князем мира сего".
Как видим, Рогатый сидит на престоле, а под его копытами — Земля.
Так что, престол — это престол, место таинственного присутствия богини, место "сгущения" её нуминозности, и ничего более. Престол — это не обожествлённая Земля, хотя, конечно, он является святым местом, святилищем в первоначальном смысле слова.
Кстати, т. наз. "трон Миноса" в Кноссе скорее всего являлся престолом Богини, местом её эпифаний (богоявлений).
Комментариев нет:
Отправить комментарий