1. Производственной основой общества Мочика было орошаемое земледелие, причём в некоторых долинах крупные ирригационные системы возникли ещё в домочиканскую эпоху. В сельском хозяйстве широко использовались удобрения (Источник).
2. Мочика известны своими человеческими жертвоприношениями. "Интересно то, что очень часто на «корм» богам отправлялись добровольцы, принадлежавшие к числу знати. Причём самые влиятельные семейства старались как можно чаще «отмечаться» в жертвоприношениях. Считалось, что Боги больше всего любят, когда в жертву им приносят юных девственниц. Понятно, что далеко не все девушки хотели расставаться с жизнью, поэтому перед церемонией опытные жрецы накачивали их наркотиками. И одурманенные жертвы бросались вниз со специального утёса. Но некоторым приходилось слегка «помогать». А вот с мужчинами дела проходили несколько иначе. Чаще всего им просто перерезали горло, а кровь собирали в сосуды. Причём пить из них могли лишь правители и жрецы" (Источник).
Если "связать" эти два сообщения, то у нас получится связка земледелия с жертвоприношениями.
Любой земледелец знает, что земля требует жертв, то есть внесения органических удобрений. Без навоза земля становится "убитой", твердокаменной, и почти ничего не родит. При подсечно-огневом земледелии вместо навоза приносится жертва в виде сожжённых деревьев; через три-четыре года земля обедняется микроэлементами, и требуется новое жертвоприношение.
Теперь возникает вопрос: как связать внесение органических удобрений с человеческими жертвоприношениями? И сопряжённый с этим другой вопрос: везде ли и всегда ли человеческие жертвоприношения были связаны с культом Богини?
Я прежде писал, что образ Матери-Земли возник довольно поздно, уже в эпоху патриархата, а до этого Богиня почиталась как Царица Небесная. Стало быть, человеческие жертвоприношения в качестве "навоза" для Матери-Земли могли иметь место лишь в патриархальных обществах. Но тут всё вилами по воде писано. Надо всё проверять и перепроверять.
Тут есть многие "нюансы", которые необходимо учитывать.
1. Вождества и государства. Вожди и цари могут использовать человеческие жертвоприношения как одну из форм государственного терроризма. Типа, "работайте рабы, солнце ещё высоко! А кто будет плохо трудиться на благо отечества (то есть на благо царя-батюшки и его окружения), тот пойдёт на навоз для Матушки-Земли".
2. Возможность неверного истолкования изображений на сосудах. Допустим, через несколько тысяч лет археологи будут находить изображения распятия Иисуса Христа на кресте. Однако все старые тексты будут утрачены в результате какого-нибудь "сбоя" в Сети, а книги к тому времени давно исчезнут за ненадобностью. И что подумают будущие археологи, глядя на распятия? Что христиане кого-то распинали на крестах. Возможно, примерно так же и мы толкуем изображения на сосудах мочика, не зная их мифологии.
3. Есть большая вероятность того, что человеческие жертвоприношения были одной из форм суеверия. Так, например, в Евангелии Иисус Христос сравнивает людей с зёрнами и говорит: «если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Ин. 12: 24). При известном "сдвиге по фазе" в голове можно истолковать эти слова либо как призыв к самоубийству, либо как призыв к убийству. Кстати, Евангельские таинства, как и Элевсинские мистерии, связаны с символикой зерна и, в конечном итоге, с земледелием. Здесь речь идёт о духовном "втором рождении", для осуществления которого необходим инкубационный период или, выражаясь современным термином, "самоизоляция". И тут очень тонкая грань, которую можно не заметить, потому что, например, "самоизоляция" Осириса была в саркофаге. В данном случае суеверие заключалось бы в том, если бы египтяне хватали людей, сажали их в гробы, заколачивали крышки и сплавляли эти гробы вниз по Нилу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий