А. А. Бурыкин в статье "Представления манси о хозяйках леса мис-нэ и их аналоги в религиозных воззрениях народов Сибири и Дальнего Востока" говорит, что у хантов и манси "особое место занимают сверхъественные существа-духи, именуемые по-хантыйски миш, по-мансийски мис, точнее мис-нэ, представляемые в роли прекрасных девушек, имевших функции покровительства охотникам и принесения охотничьей удачи".
"Персонажи, сходные с мансийскими хозяйками тайги мис-нэ, имеются у целого ряда народов Западной и Южной Сибири. Согласно воззрениям алтайцев, среди обитателей мира духов имеются духи албыс или албасты, - они встречаются с охотниками и вступают с ними в связь".
(А я, просматривая по вечерам передачи телеканала "Глазами туриста", задавался вопросом: и чего это молодые мужчины строят избушки и землянки в лесу и уходят туда ночевать? — Теперь всё понятно...)
"Считается, что этих духов-девушек приманивают сказки и песни, рассказываемые охотниками — так появляется мост, связывающий сказительную традицию, в которой заключена способность привлекать покровительствующих духов, и шаманскую практику, в которой важное место занимает призывание духа-помощника".
"Такие же духи в женском обличье есть и у тувинцев, но у них они не так прелестны, как у алтайцев. Впрочем, у тувинцев албасы могли менять пол и нападать на мужчин и женщин, превращаясь при этом в существа противоположного пола по отношению к тому, на кого они нападали. Также у ительменов, согласно описанию Е. П. Орловой, имеется дух фех, который превращается то в мужчину, то в женщину в противоположность полу того человека, с которым он встречается в лесу".
"Как писал А. Ф. Анисимов, у кумандинцев хозяйки тайги представлялись как женщины, то же самое мы наблюдаем у многих тюркоязычных народов Южной Сибири".
(Кажется, пери из персидской мифологии восходят к тому же образу "хозяек леса", хотя среди них есть и «хозяйки воды», водяные пери. Пери могут вступать в брак с полюбившимися им людьми и рожать от них детей. Но, судя по тому, что они могут так заколдовать человека, что он становится «бешеным», психически нездоровым, встреча с пери не предвещает ничего хорошего. Опять же здесь вспоминается трагическая история пастушка Аттиса, в которого влюбилась Кибела.)
"Среди духов-хозяев эвенков присутствуют духи сэвэки, покровительствующие охотникам и имеющие облик молодых девушек. Как отмечает А. И. Мазин, девушка-сэвэки приносила одному охотнику удачу, но, когда он рассказал о ней другим, он потярял свою охотничью удачу и вскоре умер. У западных эвенов дух охоты - мухон (то же, что мусун у эвенков) представлялся людям в виде девушки.
Один из персонажей пантеона негидальцев, близких по языку и культуре к эвенкам, - это Калгама или Кокгама (разные записи одного и того же имени), это женский дух-хозяин тайги, который является охотнику в образе прекрасной женщины.
По представлениям нанайцев, среди многочисленных духов имелся дух-женщина, помогающая охотникам, которого называли "моя жена". По воззрениям айнов, среди духов камуй имеется особая категория духов васанги, которые могли превращаться в красивых женщин".
(Ну, если охотники называли "хозяйку тайги" своей "женой", тогда, по идее, они должны были воздерживаться от сексуальных отношений со своими домашними жёнами, по крайней мере, перед охотой, чтобы от охотника не было женского запаха; женщины ведь не любят, когда мужчины изменяют им с другими представительницами прекрасного пола; даже музы к Пушкину прилетали тогда, когда он находился в одиночестве, например, в Болдино).
"Представления, согласно которым девушка, умершая до замужества, становилась лесным духом, характерны для корейцев - это был один из мотивов ранней выдачи девушек замуж".
(Кажется, у древних корейцев девочек выдавали замуж под благовидным предлогом борьбы с "лисами", лесными духами. Не дай бог, умрёт девочка до замужества - и превратится в "лису". Давайте мы её лучше замуж поскорее отдадим.)
"У бурят, как и у тюркоязычных народов Сибири, также имелись женские духи тайги - ими тоже становились рано умершие девушки и молодые женщины; считалось, что они имеют талисман, обладающий волшебной силой, и склоняют охотников к связи".
Комментариев нет:
Отправить комментарий