20 октября 2022

О крито-минойской теократии.

Как заметил Нильссон, минойская религия представляет собой книгу с иллюстрациями, но без текста. Поэтому я вчера написал два разных толкования на одну картинку. Какое из них ближе к истине — я и сам не знаю.

Сегодня продолжу те же экзерсисы, помогающие раскрыть крито-минойскую властную "вертикаль" (если, конечно, она имела место быть). Меня забавляют настойчивые попытки обнаружить у минойцев царей. Видимо, люди никак не могут допустить, чтобы такая высокоразвитая цивилизация существовала без царей. У древних греков, живших позже минойцев, царей не было. Микенские ванаксы — это копия позднейших скандинавских викингов, предводителей дружин. Можно ли Рагнара из фильма "Викинги" (1958) считать царём? 


Да таких "царей" у викингов было как собак нерезаных! То же самое - и у греков-ахейцев. Но если централизованной царской власти не было у более "прогрессивных" греков, тогда с какой стати её искать в более архаичном обществе крито-минойцев? Если греки всю свою историю жили в полисах, то почему минойцы должны были жить в едином государстве?

В. Г. Борухович в статье "Зевс Минойский (следы культа верховного критского божества в греческих мифах и религиозных обрядах)" говорит, что, согласно древнегреческому мифу, "первый царь Крита (Кносса) Минос был сыном Зевса. Божественное происхождение Миноса может служить доводом в пользу того, что царская власть на минойском Крите носила теократический характер". 

Пасифая с маленьким Минотавриком. Рисунок на тарелке.

Я нисколько не сомневаюсь, что власть на минойском Крите носила теократический характер. Однако насчёт царей имеются большие сомнения. Я бы не стал принимать древнегреческий миф за чистую монету. Греки слышали звон, да не знали, где он. Как я вчера говорил, таврокатапсии в крито-минойском обществе могли выполнять инициатическую функцию. В таком случае, члены коллегии куретов, успешно прошедшие испытание, становились "дважды рождёнными". В сказке «Крошечка-Хаврошечка» есть эпизод, когда девочка-сирота влезает в одно коровье ухо, а из другого вылезает. А здесь нужно было пролететь между бычьими рогами.

В архаических обществах всё не так, как в современных. Если у нас законопослушность считается добродетелью и никто не задаётся вопросом "а судьи кто?", то в древности у людей возникали вопросы: "А почему это ты должен мне приказывать, а я должен тебе подчиняться? Что ты за хуй такой (или пизда такая)?! Ты что, по воде ходишь или мёртвых воскрешаешь?" Поэтому, например, в древнем Вавилоне цари должны были ежегодно совокупляться с девами богини Иштар, подтверждая тем самым свои царские полномочия: мы, дескать, по милости богини сидим на царском троне и распоряжаемся от её лица. Я думаю, что примерно такая же ситуация имела место быть и на минойском Крите: правящая элита должна была прилюдно показывать свою причастность высшим силам; в Мезоамерике правители регулярно пускали себе кровь из пениса, а на Крите устраивали не менее кровавые таврокатапсии. 

В принципе, здесь всё вертится вокруг идеи "истинного царя". Истинный царь, как Иисус Христос, должен быть "сыном Божиим", то есть носителем божественного (=космического) сознания, проводником божественных энергий, чудотворцем и целителем. Допустим на минутку, что Иисус Христос стал бы царём Иудейским. Разве похож был бы Он на других царей Иудейских? Очевидно, что нет. Наверно, потому Его и распяли, чтобы не показывать людям возможность иного царствования, без самодурства и государственного террора. Ценность крито-минойской культуры в том и состоит, что она, по видимости, была близка к осуществлению этого иного царства, Царства Божия на земле.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий