Как указывают историки, в глубокой древности человек воспринимался другими людьми не столько как отдельная личность, сколько как член определённого рода. Все слышали поговорку: «По одёжке встречают…» – но мало кто, кроме учёных, помнит теперь, что она явилась к нам из тех далёких времён, когда узор, покрой и расцветка одежды однозначно говорили, из какой местности тот или иной человек, из какого он племени, из какого рода.
Ни о какой власти мужа над женой, а значит,
и о жестоком, деспотическом отношении к ней в древнем роду не могло
быть и речи. Власть и деспотизм начинаются тогда, когда имеет место
имущественное неравенство – иначе с какой бы стати женщина безропотно
сносила обиды? Между тем члены рода, как уже говорилось, владели всем
сообща. А кроме того, в ту пору ещё жива была память о матриархате –
периоде в истории человечества, когда главное значение в повседневной
жизни имели психические качества, присущие именно женщинам:
уравновешенность, рассудительность, стремление умножать и хранить, а не
разрушать. Конечно, не следует думать, будто при матриархате женщины
охотились и валили лес, а мужчины сидели дома с детьми. Вероятнее всего,
разделение труда было таким же, что и в позднейшие эпохи, ведь разница в
физических возможностях была та же, что и теперь. Просто первобытный
мужчина, которого мы привыкли считать «диким и грубым», гораздо лучше
своего теперешнего собрата понимал, чем в действительности является
Женщина для человечества. Мужчина считал себя хранителем и защитником
Женщины – золотого фонда человечества, а вовсе не её «повелителем и
господином». «Смена власти» произошла гораздо позже – когда человечество
выучилось воевать. Надо думать, к тому времени, когда оно наконец
поумнеет и будет окончена последняя война, в правительствах станет куда
больше женщин…
Во многих индоевропейских языках род обозначается словами, происходящими от древнего корня «ген» – «рождать». В словарях русского языка можно найти немало заимствований, например: «ГЕН» – материальный носитель наследственности; «ГЕНеалогия» – раздел исторической науки, изучающий происхождение и связи отдельных родов; «ГЕНератор» – устройство, производящее, «порождающее» некоторый продукт или энергию; «ГЕНетика» – наука о законах наследственности и изменчивости видов, «ГЕНиталии» – органы размножения. А также «ГЕНоцид» – истребление людей по классовым, расовым, национальным или иным мотивам…
Или вот иной пример. В историческую эпоху главой
семейной общины оказывается чаще всего уже мужчина. У русских он
называется «большак», «набольшой», «старшой» и так далее. У южных славян
это «домачин», «домакин», «господарь», «главатарь» и тому подобные, что
в переводе, кажется, не нуждается. Термины, существующие в других
языках, тоже в основном имеют значение «глава дома», «старший». Так вот,
непременной спутницей большака была большуха («старшая») – главная
женщина в доме. Она заправляла хозяйством внутри дома и вообще всем, чем
ведали женщины. И в этой сфере большак без её согласия не мог ничем
распоряжаться! Почёт и уважение, оказываемые большухе, также являются,
по мнению учёных, прямым наследием матриархата.
После смерти
мужа энергичная и деловая большуха нередко становилась главой рода –
даже при наличии взрослых сыновей, имеющих свои семьи. Порою передача
власти происходила и при жизни большака. Случалось и так, что семью
возглавляла незамужняя девушка – были бы смётка да ум. Такие случаи
отмечены этнографами, и где! На Кавказе, который в нашем обыденном
понимании – сущий «заповедник» воинственных и властных мужчин!
Учёные
пишут: наблюдения за внутренней жизнью большой семьи часто развеивают
миф о приниженном положении женщины в той или иной стране, где силён
традиционный уклад.
Большак и большуха древности (в отличие от позднейших времён)
не были самовластными правителями семьи. По наблюдениям учёных, они
осуществляли лишь исполнительную власть. При этом, распоряжаясь трудом
домочадцев, глава семьи не лежал весь день на лавке: он сам был первым
работником и в любом деле показывал пример. Важнейшие же вопросы,
касавшиеся хозяйственной деятельности и личной жизни членов рода
(скажем, вопросы брака) обсуждали и решали на семейном совете; этот-то
совет и был высшей властью в семье. На совете мужчины и женщины имели
равное право голоса, и весомость каждого голоса определялась лишь мерой
личного авторитета.
В таком роду невозможно вообразить себе ни
всеми забытых, брошенных стариков, ни покинутых детей – стыд и позор
современного «развитого» общества. Все дети, мальчики и девочки,
находились сперва под присмотром женщин (в некоторых больших семьях
Грузии в общем доме насчитывалось до двадцати пяти люлек), а по
достижении определённого возраста мальчики поступали под опёку главы
семьи, девочки же – в ведение большухи.
Надо ещё учесть, что,
согласно законам мифологического мышления, родственниками не рождались.
Каждый новорожденный непременно проходил обряды принятия в семью. Но зато, однажды пройдя их, он становился членом
накрепко спаянного коллектива, из которого его могли вырвать лишь
какие-то чрезвычайные обстоятельства. Смерти, кстати, это было не под
силу: умершие предки, как считалось, незримо продолжали жить рядом с
живыми, помогая им и храня от беды…
Слово «изгой», которым
обозначали славяне ушедшего от родни человека, происходит не от слова
«изгонять», как это на первый взгляд кажется, а от древнерусского
«гоить» – «жить, пользоваться уходом». Былинное приветствие: «Ах ты гой
еси…» – является, таким образом, не простым набором звуков, а вполне
осмысленным пожеланием: «Будь здоров!». «Изгой» же – буквально «лишённый
жизни», вычеркнутый из жизни. Таких «вычеркнутых» называли ещё
«извергами», оттого что род «извергал» их из себя. Легко предположить,
что от отчаяния и безысходности такие люди нередко обращались к разбою:
наверное, не случайно в современном русском языке «изверг» – это
жестокий, безнравственный человек. Живёт, однако, и выражение «изверг
рода человеческого» – некто, своими делами лишивший себя звания
человека…
(Фрагмент из книги М.Семёновой "Мы - славяне!")
Комментариев нет:
Отправить комментарий