Отдельные части крупного поселения, в особенности города, назывались
«концами». Это были своего рода «районы», нередко самоуправляющиеся, с
развитой внутренней организацией и очень самостоятельные. Летописи и
иные документы минувших эпох рассказывают нам, как, например,
новгородские концы по своей инициативе созывали общегородское вече для
решения того или иного вопроса. Концы издревле
соперничали друг с другом. Между ними проводились «спортивные»
состязания в молодечестве – кулачные бои «стенка на стенку» (в Древней
Руси это были не «пьяные побоища», а именно спорт и даже зачастую –
ритуальное действо). Концы нередко выступали как политические партии,
призывая к назначению или смещению посадника (об этом должностном лице
только что говорилось), а то и князя. Доходило дело и до вооружённых
столкновений между недовольными друг другом концами. И с большой
вероятностью можно предположить, что горожанин, зашедший в чужой конец,
чувствовал себя не вполне уютно…
Каково же происхождение термина «конец»? На первый взгляд всё понятно:
«конец» – значит окраина, удалённая от центра часть города. Но вот в
Старой Руссе был конец, называвшийся «Серёдка». Случайно ли?
Оказывается,
всё не так просто. Учёные-этимологи утверждают: «конец» восходит к
древнейшему корневому слову «кон», породившему в современном языке массу
производных значений, зачастую – взаимоисключающих.
Исследователи
переводят «кон» так: «предел, начало, конец». Древние люди вкладывали
сюда понятие изначальности, вечности, замкнутого круга, порядка,
границы-межи. В самом деле: «исКОНный» – первоначальный, древнейший;
«испоКОН веку»; «КОНова?» – и здесь же: «КОНчить», «сКОНчаться»: «КОН
его пришёл» – кто-то умер. А словом «КОНдовый» на Русском Севере
обозначали самый лучший, крепкий, могучий строевой лес, живущий,
кажется, вечно. Нелишне вспомнить «поКОН» – «обычай» и всем известный
«заКОН». С ними, видимо, связан «КОН» как место для игры в старинную
лапту, бабки, городки, а также «КОН» как обозначение игровой партии:
«сыграть один кон», «поставить на кон».
«Кон» – начало, мерило
всего, бессмертие, вечность – изначально был связан с женщиной. Учёные
возводят «кон» к древнейшему, индоевропейскому обозначению женского
чрева, дарующего начало жизни детям, а человечеству в целом –
продолжение рода, бессмертие, вечность. Это прослеживается на материале
многих языков: например, английское слово «cunt» и однокоренное ему
русское (в обоих упомянутых языках это древнее слово перешло в разряд
бранных и найти его теперь можно только в специализированных словарях).
Так
что нет ничего странного в том, что «коном» в старину называлась
большая группа людей, тесно связанных между собою. Первоначально,
конечно, имелась в виду родственная группа, в дальнейшем – любое
общество, сборище, сходка. Вот откуда «коновод»: это вовсе не тот, кто
«водит коня», это – зачинщик, затевала, способный повести за собой «кон»
– людской сбор. Отсюда же, по мнению учёных, «канючить» – просить,
клянчить что-то перед массой людей…
Итак, городской «конец» –
это не окраина, а место, где живёт «кон» – сплочённая группа людей, в
древности – кровная родня. А также место, где действует «кон» – закон,
суд общины.
Между прочим, «кон» породил и
такие понятия, как русский «князь», древнескандинавский «конунг»,
английский «кинг» (король), польский «ксёндз» и подобные им термины,
обозначавшие «начальников» – светских и духовных.
(Фрагмент из книги М.Семёновой "Мы - славяне!")
М. Семёнова замечает, что членение на концы, вполне подобные славянским, прослежено учёными у немалого числа старинных городов Азии, Африки и Европы. И всюду отчётливо выступает их связь с древнейшими родовыми отношениями. Ничего удивительного: ведь такие отношения были общими для всего человечества. Все мы "родом из детства", то есть из первобытной родовой общины. И очень знаменательно, что родовой закон этимологически восходит к материнскому чреву. Потому что закон неразрывно связан со справедливостью; справедливость первичнее, онтологичнее закона; если в законе нет справедливости, люди восстают против такого закона и устанавливают новое, более справедливое законодательство.
Ну а какие же отношения являются безупречно справедливыми? Естественно, это отношения матери к своим детям, которых она одинаково кормит,
а всяких больных и убогих любит даже больше, чем нормальных и здоровых. Очевидно, именно поэтому и закон родового общества был материнским законом. И в самом центре закона стояло материнское самопожертвование.
Кстати, в наше время народ в своих "влажных мечтах" желает, чтобы правители поступали как "слуги народа", то есть как матери по отношению к своим детям...
Комментариев нет:
Отправить комментарий