Карл Кереньи, касаясь вопроса о происхождении Элевсинских мистерий, говорит, что самое раннее поселение, обнаруженное во время раскопок в районе Элевсина и его святилища мистерий, относится к периоду более древнему, чем эпоха, обычно именуемой "микенской". Правда, раскопки не обнаружили никаких признаков того, что какое-либо из зданий поселения служило храмом. Потом деревня была уничтожена пожаром, и в поселении, сменившем первую деревню на горном склоне в раннем микенском периоде, примерно между 1580 и 1500 годами до н.э., место на горе, позднее занимаемое святилищем мистерий, было оставлено свободным. Должно быть культ, ставший характерной особенностью Элевсина, зародился именно в это время. Ибо именно здесь впоследствии было построено историческое святилище мистерий. Первоначально оно имело одну комнату с потолком, поддерживаемым двумя внутренними колоннами, - здание, названное археологами "Мегарон В".
![]() |
Схема Мегарона В и его пристроек. Опять Боаз и Яхин? |
До сооружения зданий способ инициации мог иметь форму танца, - добавляет К. Кереньи.
Последнее замечание очень интересно, поскольку позволяет нам провести параллели с коллективными "радениями" христоверов ("хлыстов"), танцами дервишей, древнегреческими вакханалиями и предполагаемыми экстатическими танцами на Крите.
![]() |
Золотой перстень-печать с изображением ритуального танца. 1500 г. до н.э. Круговой танец «женщин-пчёл», с целью вызова явления богини. |
![]() |
Блюдо на ножке с изображением танцующих женщин (зарисовка-реконструкция) . Найдено в Фесте. Гераклион, Археологический музей |
Само название "Элевсин" говорит за то, что там, в своё время, вызывали ("выкликали") Богиню. Оно может быть переведено как "место счастливого пришествия". Грамматически посредством ударения и окончания оно немного отличается от слова eleusis, пришествие, но так же, как и последнее, согласно греческому чередованию гласных, связано с Элизиумом, обителью блаженных.
Примечательно, что ранее это место называлось Сесария. Сесарой звали элевсинскую героиню. Её имя, "смеющаяся", несомненно, означает один из аспектов богини подземного мира, - говорит Карл Кереньи.
Здесь, конечно, нельзя не заметить шаманских корней Элевсинских мистерий. Ибо шаманы буквально "вытанцовывают" духов из Преисподней.
![]() |
Афинский краснофигурный скифос (винная чаша), датируемый V в. до н. э., на нём изображена Богиня, выходящая из-под земли между двумя (танцующими-скачущими) сатирами. |
![]() |
Ритуальный танцевальный язык является средством общения с невидимым миром, богами и душами предков. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий