23 октября 2021

О букраниях в культуре Винча.

Miloš Spasić в статье "Cattle to settle - Bull to rule: On bovine iconography among Late Neolithic Vinča culture communities" касается темы букраний в культуре Винча.

Почти в каждом доме носителей культуры Винча имелся один глиняный слепок головы быка с рогами. Иногда археологи находят по нескольку слепков в одном доме. Например, в нижеследующем доме мы видим три букрания.

Автор говорит, что самыми древними являются букрании в виде бычьих черепов с рогами, обмазанных глиной. Нечто подобное мы можем наблюдать и в Чатал-Хююке. 


Однако возникает вопрос о функциональном назначении этих букраний. 

Автор пишет: "Возможно, наибольшее значение для понимания значения фигурок быков является их появление в контекстах с тепловыми структурами в доме, как это представлено находками в поселении Беловодье, которое, возможно, было заселено с 5350 по 4650 гг. до н.э. Четыре из семи фигурок крупного рогатого скота были найдены в чётком контексте, возле южной стены печи 1."
 

Место возле печи - это традиционно женское место; поэтому и "бычков" можно интерпретировать как сохранившиеся "детали" некогда существовавшего женского культа.  

Автор также говорит, что если в культуре Винча женщины лепили посуду из глины, то тогда и "бычки" были их рук делом. Вот, например, букраний на горшке.


"Существует сильная связь между домом, домашней сферой и женщиной, как и между мужчиной, дикой природой и лесом в культуре Vinča", - говорит автор.

"Интересным вопросом, касающимся фигурок быков, является вопрос их фрагментации. Почти у всех фигурок, которые мне довелось увидеть, обломаны кончики рогов, что во многих случаях, конечно, не было результатом неуклюжести и/или небрежного обращения", - добавляет Miloš Spasić. 

От однозначной интерпретации букраний он уклоняется, - поэтому я попытаюсь как-то связать данный материал с тем, что мне уже известно.

Во-первых, тут надо вспомнить про верхнепалеолитические "венеры", которые тоже находят вблизи очагов. По-видимому, они также являются "пазлами" некогда существовавшего культа.

Во-вторых, и я об этом уже говорил, имеется некоторая связь между "венерами" и изображениями быков на стенах пещер. Быки, как и "венеры", имеют округлые формы.

Заманчиво предположить, что быков рисовали женщины, а "венер" вырезали из камня и рога мужчины. 

Пойдём далее. Место жительства домового в традиционной русской избе - под печкой или за печкой. То есть, домовой дух ассоциируется с огнём. И букрании встречаются в контекстах с тепловыми структурами в доме. 

Пойдём ещё далее. Домовой дух уважительно называется "хозяином". "Хозяин", естественно, "контачит" с женщиной. 

Однако бывают и кикиморы. Кикиморы - это, по сути, те же домовые, но только женского пола. И они, как правило, мешают спать и пугают различными звуками, наваливаются и душат по ночам, кидаются различными предметами. Здесь легко угадывается феномен полтергейста.
 
Писать более детально - значило бы "удариться" в безответственные фантазии. Главное я уже сказал: по-моему, бык - это "хозяин", причём "хозяин" женской половины дома.
 
Наверно, есть какая-то связь между этими бычьими черепами, обмазанными глиной, и человеческими черепами, тоже обмазанными глиной, которые археологи находят на Ближнем Востоке в слоях натуфийской культуры. 
 
Ну, а от тех голов берут своё начало терафимы, и оттуда же исходит практика пророчества и предсказаний.

Комментариев нет:

Отправить комментарий