Карийцы — древние жители Карии на юго-западе Анатолии.
Греческий историк Геродот писал, что «карийцы пришли на материк с островов. В глубокой древности они были подвластны Миносу, назывались лелегами и жили на островах.» Согласно Фукидиду, до минойцев Киклады заселили в основном карийцы (или же лелеги, которых в античности путали с карийцами). За островное происхождение карийцев говорит следующий факт, изложенный Фукидидом. Когда афиняне по приказу Писистрата очищали священный остров Делос от захоронений, то оказалось, что почти половина останков принадлежала карийцам, которых признали по оружию и другим признакам, соответствующим карийцам из Карии.
По сведениям из Википедии, карийский язык принадлежит к лувийской ветви анатолийских языков [1], но лувийцы, родственники хеттов, пришли в Карию, когда там уже жили карийцы. Как говорит Википедия, "освоение территории начинается в бронзовом веке и имеет минойские характеристики" (Источник). Ну, это было бы удивительно, если бы эта территория, находящаяся в непосредственной близости от Крита, не испытала минойского культурного влияния.
Ю. В. Откупщиков в своей монографии "Догреческий субстрат. У истоков европейской цивилизации" (Издательство Ленинградского университета, 1988) приводит примеры карийского культурного влияния на классическую Грецию. Очевидно, после Тёмных веков культура в Элладе начала возрождаться именно из Карии и близлежащей Ионии (кстати, У. Виламовиц и Р. Леонгард отмечают, что ни один крупный город в Ионии не был основан греками). Там, на анатолийском побережье, дикари-дорийцы не так сильно похозяйничали, как в Элладе, и не затоптали ростки культуры.
"Показательно, что первые шаги ионийской культуры неразрывно связаны с именами карийцев. «Отец истории» Геродот был сыном карийца по имени Λύξης. Его дядя, известный эпический поэт, также носил карийское имя Πανύασσις. У основоположника ионийской философии Фалеса не только отец (Έξαμ^ης), но и сын (Κίβισσος) носили карийские имена. На знаменитой архаической статуе Геры Самосской, стоящей у истоков греческой скульптуры, мы находим опять-таки карийское имя — Χηραμύης. Создателем жанра биографии явился кариец Σκύλαξ из Карианды, написавший первую известную нам биографию (тирана Миласс Гераклида). Пародийно-сатирическая струя в истории греческой литературы восходит к поэмам «Маргит» и «Батрахомиомахия», автором которых считают брата карийской царицы Артемисии Пигрета. Этот список можно было бы и продолжить. Но уже и он вполне достаточен для того, чтобы считать все эти факты не случайным совпадением, а продолжением древней традиции культурного влияния на греков со стороны догреческого населения.
Геродот пишет, что льняные хитоны ионийцев карийского происхождения (Hrdt., V, 87), самое слово χιτών также, по-видимому, карийское (Akurgal 1962 — со ссылкой на Р. Янга (AJA, 1960, vol. 64, 385)).
Двойная секира (λάβρυς) представляла собой символ власти Зевса Лабрандского (Кария), особенно долго и прочно λάβρυς в историческое время удерживался в Карии (Bittel 1967, 415). Эгейское происхождение двойной секиры у исследователей не вызывает сомнений (Launey 1949, 451, N 4; Bittel 1967, 419), ибо на Крите она относится ещё к III тыс. (Kretschmer 1940, 245; Пендлбери 1950, 136). То, что Плутарх (Quaest. Gr., 45) называет λάβρυς лидийским словом, говорит лишь о том, что в его время это слово имелось в лидийском языке, но оно с Крита пришло в Карию, а затем в Анатолию (Lorimer 1950, 2). Косвенным подтверждением древности не только реалии, но и слова λάβρυς на Крите является засвидетельствованное в табличках линейного письма Б слово da-pu2-ri-to, которое представляет собой не что иное, как Λαβύρινθος, по общему признанию, производное от λάβρυς (объяснение Макса Мейера; см. (Kretschmer 1896, 404; 1952, 154; Evans 1902, 103; Hirt 1927, 575; Heubeck 1961, 25; Hutchinson 1962, 104; Vermeule 1964, 293 и др.)).
Но наиболее яркое представление о мореплавании бронзового века даёт фреска, на которой мы видим флот из 8 военных кораблей XVI или XV в. до н. э., обнаруженная в 1972 г. во время раскопок С. Маринатоса на о-ве Санторин (Фера). Не касаясь вопроса о том, изображено ли на фреске посещение Ливии критским флотом, как это считал сам С. Маринатос (Marinatos 1973, 59 f.), или какие-то иные события (см., напр. (Warren 1979; Morgan 1985)), факт наличия в Эгеиде середины II тыс. крупных кораблей (около 35 м длиной) с 20 рядами вёсел и мачтой не может вызывать никаких сомнений. Судя по находкам якорей весом в 0,5 т, уже около 1800 г. в восточном Средиземноморье имелись суда водоизмещением не менее 200 тонн и длиной не менее 20 м (Klengel 1978, 16).
Одним из народов, входящих в тот сложный комплекс, который именуется догреческим субстратом, были карийцы. Они издавна были народом опытным в морском деле (J. Cook 1961, 23). Античная традиция приписывает им (наряду с мифическими Прометеем и Дедалом) изобретение паруса (Plin., Nat. hist.. VII, 198), а также грузовых судов (L. Casson 1973, 159— со ссылками на источники). Традиция сообщает нам также о карийцах-пиратах (Athen., XV, 12) и о карийской талассократии — сразу же после взятия Трои (Diod., V, 84). Морские деяния карийцев надёжно засвидетельствованы также и в более позднее время. Так, в войске Ксеркса было 70 кораблей карийцев (Hrdt., VII, 93), в битве при Саламине особенно отличилась возглавлявшая карийцев их царица Артемисия (Hrdt., VIII, 87—88). Александр Македонский во время своего похода на Восток использовал карийцев в качестве матросов (Arrian., Anab., VI, I, 6). Авторы древних периплов Скилак и Скимн были карийцами. Особенно велика была роль карийских мореплавателей в империи Ахеменидов. Э. Герцфельд в своей книге «Персидская империя: исследования по географии и этнографии древнего Ближнего Востока» целую главу посвящает этому вопросу. Кариец Скилак из Карианды стоял во главе персидского флота при Камбисе и Дарии. Выполняя приказ Дария, он спустился по Инду в Индийский океан, исследуя возможности мореплавания вдоль его побережья. Он плавал по Средиземному, Чёрному и Каспийскому морям, его считают прототипом знаменитого впоследствии Синдбада-морехода (Herzfeld 1968, 287). А. Шультен, детально исследовавший следы карийских мореплавателей в западном Средиземноморье, в одной из своих работ пишет о настоятельной необходимости создания монографии о карийцах — выдающемся народе, широко распространившем своё влияние на суше и особенно на море (Schulten 1936, 293).
У нас есть все основания считать, что карийцы проложили основные морские пути, по которым впоследствии направилась греческая колонизация. Для учёных XIX в. это было почти аксиомой: "vetustissimis in temporibus Cares colonias deduxisse omnes in partes orbis terrarum in aperto est" (Hirsch 1884, 10). До нас дошли свидетельства о том, что карийцы основывали колонии вместе с ликийцами и кавнийцами (Nonn., XIII, 546—549). Но таких свидетельств мало. Археологически подобные колонии было бы невозможно отличить от греческих в силу того, что керамика и другие предметы материальной культуры у карийцев в основном те же, что и у греков. Кроме того, в древности, по свидетельству Эратосфена, морские путешествия совершались с целью торговли и грабежа (Strab., I, 48), а не для основания колоний. Поэтому следы пребывания карийцев, в частности в Причерноморье, даёт главным образом топонимика. Эти следы на южном берегу Понта, например, столь многочисленны, что Р. Леонгард считал карийцев выходцами именно из этой области (Leonhard 1915, 326). Плавания карийцев вдоль берегов Чёрного моря, сначала самостоятельные, затем в составе греческих колонистов в настоящее время признаются большинством исследователей".
Говоря о том, что Библия — это "слово Божие", мы как-то забываем, что были же и конкретные люди, которые записывали, хранили и передавали библейские тексты из поколения в поколение. Так вот, по моему мнению, эти неизвестные труженики сделали для еврейского народа гораздо больше, чем Соломон, Давид и все еврейские цари вместе взятые.
В принципе, такие же незаметные труженики-герои были и у карийцев. Благодаря этим "культуртрегерам" в Элладе классического периода, после Тёмных веков невежества, наступила античная "эпоха Просвещения". Конечно, там были не одни только карийцы, - имелись и другие пути культурного влияния, - но, наверно, карийцы внесли свой вклад в создание "критической массы" знаний, умений и навыков, которые привели к переформатированию древнегреческого общества на более гуманных основаниях. После этого греки осознали себя культурным народом и стали называть "варварами" своих соседей, от которых они ничем не отличались в эпоху Тёмных веков.
---------------------------------------------------------------
[1] Однако показательно, что, по мнению О. Массона, карийский язык, судя по
именам собственным в греческой передаче, вообще не является индоевропейским. Очевидно, Википедия говорит о языке завоевателей, а О. Массон говорит о языке туземного, автохтонного населения Карии. Всего до нас дошло более 150 карийских надписей. Большая часть карийских текстов представляет собой надписи, оставленные карийскими наёмниками в Египте; датируются они VII—V вв. до н. э. Судя по всему, это один из вариантов кипрского слогового письма. Показательно, что карийские тексты до сих пор не прочтены, как и критское линейное письмо А. Поскольку исследователи карийских надписей до сих пор не обнаружили ни одной надписи-билингвы, становится ясным окончательный вывод Й. Фридриха о том, что карийское письмо — одна из самых сложных проблем в истории письма вообще.
Комментариев нет:
Отправить комментарий