Marlene Dobkin de Rios в своей монографии "Растительные галлюциногены" слегка затрагивает тему "грибного бешенства" среди папуасов Новой Гвинеи.
Женщины, когда они впадают в состояние исступления и невменяемости, начинают танцевать и петь, показывая себя во всей красе своим соплеменникам.
Мужчины под воздействием грибов ведут себя по-другому. Они надевают на себя всю амуницию, хватают оружие и пытаются терроризировать каждого, кто попадает в их поле зрения. Нападая на членов своего клана и родных, они часто заходят и в другие селения, чтобы напугать дальних родственников. Судя по описаниям, мужчины напряжены и возбуждены, их пробирает дрожь до кончиков пальцев, в глазах двоится, и они страдают от афазии. Хотя были сообщения о том, что кто-то незначительно пострадал, грибное бешенство если и приводит к серьёзным ранениям, то очень редко, и никогда - к смерти.
Что ещё интересно, даже когда несколько мужчин находятся в состоянии бешенства, они не обращают внимания друг на друга, направляя его только на тех, кто трезв. Айм и Вэссон описывают реакцию окружающих на задиристых мужчин, находящихся в подобном состоянии. Женщины и подростки в поисках острых ощущений нарочно подстрекают их к агрессии. Для мужчин - главных героев этого спектакля - происходящее является отклонением от нормы, и, впоследствии, они будут шутя вспоминать о своих поступках.
Интересно также отметить, что дети никогда не страдают грибным бешенством.
Айм и Вэссон возложили ответственность за это явление на обычаи, существующие в обществе. Указанный обычай обеспечивал представителям племени кума своего рода социальный катарсис, или очищение. Нарушающее устои поведение женщин символизирует, по мнению этих исследователей, выраженный в форме ритуала протест против их традиционно низкого положения в обществе. Кроме того, Ри утверждает, что грибное бешенство у кума, по-видимому, является узаконенной формой проявления склонностей, на которые наложен запрет в обыденной жизни. У женщин это ностальгия по тем годам, когда за ними ухаживали, а у мужчин - по настоящей агрессии против своих соплеменников. Таким образом, бешенство - это эпизодическая особенность поведения, связанная с проявлением антисоциального в условиях нормальной жизни. Ри утверждает, что "большие люди" или колдуны, которые находят другие способы косвенного выражения агрессии, не подвержены употреблению грибов.
Интересно получается: грибы едят все члены племени, однако дети и "большие люди" не подвержены "грибному бешенству". Этой фигнёй страдают лишь те члены общества, которые находятся под прессом социальных отношений. И, очевидно, чем сильнее они ощущают давление со стороны общества, тем разрушительнее их поведение в состоянии бешенства.
Здесь можно провести параллели.
С одной стороны, "грибное бешенство" папуасов напоминает бешенство средневековых скандинавских берсерков.
С другой стороны, исступлённо танцующие (иногда с оружием в руках!) папуасские женщины заставляют вспомнить про древнегреческих менад и амазонок. Историки говорят, что культ Диониса "накрыл" Элладу словно летний ливень в VIII веке до н. э. Не потому ли древнегреческие женщины так легко "отдавались" Дионису и превращались в неистовствующих менад, что они находились под прессом патриархата? Тем более что Дионис почитался как "Освободитель" (лат. Liber).
Да, и здесь надо бы посмотреть, какая категория мужского населения цивилизованных стран наиболее подвержена алкоголизму. "В ходе своих исследований гарвардские учёные пришли к выводу, что чрезмерное употребление спиртных напитков свойственно исключительно несчастливцам, горемыкам (в оригинале «неудачникам»). В ходе экспериментов ими было установлено, что употребление спиртного у человека начинается с момента появления каких-либо затруднений с целью ухода от проблемной реальности" (Источник). Получается, что жители Москвы, Берлина или Нью-Йорка ничем не отличаются от папуасов.
Татьяна Григорьевна Назаренко. Мужчины с водкой. Мечты. 2018
Комментариев нет:
Отправить комментарий