21 марта 2023

В поисках сверхъестественного.

В Фессалии, на празднике Посейдона, пишет Отто Келлер (О. Keller. Antike Tierwelt, Leipzig, 1904, стр. 360—361), обнажённые юноши выступали на арену, доводили быка до неистовства, затем хватали его за рога, боролись с ним до полного его издыхания. Такого рода борьба с быками, т. е. таврокатапсия, в Афинах заканчивалась тем, что обнажённые юноши тащили быков на жертвенное заклание.

"С исчезновением так называемого микенского общества игры с быками перестали существовать в своей прежней форме. В древней Греции они превратились в борьбу с быками и это прежде всего связано с развитием культа героев. Борьба с быками получила широкое распространение в Фессалии и Афинах в форме так называемой таврокатапсии (волохватании). Такого рода борьба проводилась, как правило, в дни праздника Посейдона. Обнаженные юноши выходили на арену, дразнили быка, затем хватали его за рога и боролись с ним, доводя быка до полного изнеможения. Нередко такая борьба заканчивалась жертвенным закланием быков" (Источник).

Пушкин - "наше всё" - герой!

Интересно. Очень интересно! Потому что древнегреческая тавромахия напоминает поединок Митры с быком.

"Когда тот пасся на склоне горы, герой, совершив отважный манёвр, ухватил его за рога и вскочил на него верхом. Свирепое животное пустилось диким галопом, пытаясь сбросить своего наездника в неистовой скачке, но Митра, хотя и сорвался с его спины, но не ослабил своей хватки; он потащился за быком, повиснув на рогах животного, которое вскоре изнемогло и свалилось от усталости. Тогда его победитель, схватив его за задние ноги, закинул к себе на плечи, и начался так называемый "переход" (transitus), или тяжёлая транспортировка, живого быка со свесившейся головой, с преодолением множества препятствий, в пещеру, которая служила герою жилищем. Это тяжкое испытание для героя стало символом как человеческого страдания вообще, так и особых злоключений посвящаемого на его пути к обретению сверхсознания - что соответствует "крестному пути" на Голгофу Иисуса Христа и всех Его верных учеников, взявших свой крест и следующих по Его стопам" (Источник).

Владимир Фоканов «Девушка, несущая быка», 2009.

Чтобы довести быка до изнеможения, это ж надо проявить сверхъестественную силу! Мне думается, что именно проявление сверхъестественных способностей являлось той самой "изюминкой на торте", ради которой люди собирались на древние таврокатапсии и тавромахии. Ведь даже в современных спортивных играх, типа футбола, болельщики надеются увидеть силу духа команды. В конечном итоге, именно дух и побеждает, потому что по "мясу" игроки обеих команд находятся в равном положении.

Что это именно так, что болельщики приходят посмотреть на "игру духа", свидетельствуют описания испанской корриды. Больше всего люди приходят в восторг, когда они видят нечто сверхъестественное.

В испанских боях с быками в современную эпоху, как мы читаем в описаниях Теофила Готье и Проспера Мериме, главным образом является не убийство быка, как это обычно принято думать, а проявление хладнокровия и ловкости со стороны чуло, пикадора, бандерилиера и матадора, участников боя с быками, т. е. тех качеств, которые восходят к критским играм с быками.

В Испании матадоры Пепе Ильо и Ромеро, по описанию Готье и Мериме, выходили к быку, имея на ногах кандалы. Хладнокровие этих людей в минуты самой грозной опасности, по словам Мериме, представляет собою нечто сверхъестественное. Торреро Монтес становился спиной к рассвирепевшему животному, а затем, ловко уклонившись от удара быка, пропускал его буквально у себя под рукой. Уверенность Монтеса, внушаемая зрителям, была так велика, пишет Мериме, что у последних пропадало всякое ощущение опасности и они переживали только одно чувство восхищения.

У басков на арене тоже случаются чудеса. Игра, рассчитанная на хладнокровие и выдержку, проделывается у басков следующим образом. На середину арены ставят скамью, на которую встаёт один из участников игр с быками, закутанный в белое. Раздражённое животное заставляют повернуться в сторону участника игры. Видя перед собой движущуюся фигуру (участник должен шевелиться), бык мчится стремительно на него, желая пронзить его своими рогами, но в самый решительный момент фигура в белом буквально замирает, превращаясь в статую. Бык, поражённый неподвижностью фигуры, предполагает, что это может быть твёрдый предмет, резко останавливается, оседая на задние ноги. Затем,  осматривая и обнюхивая фигуру, обходит её кругом и отходит. Участник иногда повторяет эту игру вторично. Выдержка и хладнокровие участника действительно иеключительны, ибо иногда рога быка останавливаются всего в нескольких сантиметрах от груди участника этой игры.

"Мораль сей басни такова": в своих глубинных основах ритуал связан с проявлениями сверхъестественых сил; типичным нуминозным эмоциональным откликом на “встречу со Святым” оказывается сочетание “страха и трепета” с “восхищением и восторгом”; это сочетание всегда привлекало и до сих пор привлекает людей к подобного рода ритуалам. А если их нет, люди сами себе их создают. Как, например, В. Высоцкий:

"Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю…
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю…
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!
"

Комментариев нет:

Отправить комментарий