21 марта 2023

Лекарки узбеков-карамуртов.


К. Тайжанов и Х. Исмаилов в статье "Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов" рассказывают о традиционных способах лечения болезней у узбеков-карамуртов. Причём, от их рассказа веет такими древностями, которые уходят в эпоху неолита. Мне думается, что 5 или 6 тысячелетий назад люди, жившие в Маргиане, имели такие же представления о духах. 

"Демонологическими персонажами, неизвестными у других групп узбеков, являются духи етти момодухи семи прабабушек, легендарных прародительниц всех карамуртов. В диалекте карамуртов слово момо обозначает ,прабабушка'. В связи с этим мы считаем правильным предположение О. А. Сухаревой о том, что таджикский демон момо «является духом умерших женских предков».

Существовало убеждение, что дух одной из семи прабабушек выбирал себе среди женщин Карамурта служительницу, которая становилась лекарем (тавуп, палчи) и лечила пациентов методами, близкими к шаманским, а также гадала при помощи клочка хлопка, брошенного в чашу с водой. Избранницу духа называли момоси бор аёл, танлаб олган, момосини буйнига олган. Теоретически избранницей могла стать не только замужняя женщина, но и девушка.

Связь с момо налагала на избранных духом женщин некоторые обязательства. У них не было специального костюма, надеваемого для сеанса лечения или гадания, но свою одежду они шили сами, выбрав при покупке материю неяркой расцветки, сами стирали. У них могли быть причуды в отношении к пище: одна не ела рыбу, другая не пила молока, третья воздерживалась от употребления мяса, в соответствии с предписаниями момо. Как правило, они не притрагивались к пище, которая была приготовлена неизвестно кем,— а вдруг забыли сказать «Бисмилла»? Они должны были вести себя скромно, избегать шумных многолюдных сборищ. Старики рассказывают, что момо могла «схватить» избранницу на свадебном торжестве или на поминках — женщина начинала сильно вздрагивать. Это означало, что дух не одобряет её участие в празднестве или похоронно-поминальном обряде. Момо «хватала»  избранницу и перед ритуалом лечения.

Каждый четверг тавуп должна была зажигать два светильника и читать молитвы в честь своей момо. Считалось, что женщина-лекарь заболеет, если почему-либо не совершит этого обряда, нужного для духов момо. Момо не всегда довольствовались лишь возжиганием светильников и молитвой. Иногда духи, являясь во сне, требовали от избранницы «вознести запах» для них, т. е. приготовить обрядовую пищу. В этих случаях обычно жарились в масле слоёные лепёшки чозма (чузма) или чозма-челпак; духи будто бы насыщались запахом масла. Этими лепёшками женщина угощала соседей, отдавала их односельчанину, выздоравливавшему после долгой болезни.

Тавуп лечили от болезней, причину которых видели в деятельности духов. 

Связь с момо считалась основанием и для другого важного в сельском быту занятия — профессии повитухи (доя).

Профессии лекарки (тавуп) и повитухи (доя) были наследственными. Нередко избранница момо, достигнув преклонного возраста, будучи не в силах совершать нужные обряды и следить за должной чистотой своей одежды, говорила невестке: «Я уже не справляюсь. Теперь ты бери (на себя моё занятие). Сохрани его в нашем роду. И ты, постарев, также передай (наше занятие) своей снохе. Таков обычай нашего рода. Его непременно следует соблюсти. Если возьмёшь, не будешь знать болезней».

Для карамуртов характерно, что занятие лекарки или повитухи редко передавалось дочери, так как дочь считали принадлежащей к другой семье; обычно преемницей профессии выступала невестка. В объяснениях этого обычая, даваемых информаторами, встречается и другой мотив: быть может, у дочки, ушедшей в другую семью, не будет возможности заниматься профессией матери, и она станет болеть. Однако передача занятия невестке основана на желании сохранить связь с духами в той семье, которой принадлежит лекарка или повитуха.

Бывало, что лекарка или повитуха умирали, не успев никому передать своей профессии. По традиционным воззрениям, дух момо в этом случае сам ищет избранницу, давая знать о себе внезапной болезнью родственников ушедшей из жизни женщины. То в одной, то в другой родственной семье начинают болеть люди. Гадалка, она же обычно шаманка (палчи), к которой обращаются в таких случаях за советом, разъясняет: «В вашем роду умерла одна лекарка. Её духи бродят, не находя себе хозяина. Надо, чтобы кто-то взял [её занятие] на себя, иначе [духи] вас не оставят в покое». Считалось, что момо насылает болезнь, ударяя своим крылом или «касаясь своим ветром»".

Комментариев нет:

Отправить комментарий