В. Н. Басилов в статье "Пережитки шаманства у туркмен-гёкленов" сообщает:
"Ножом или клинком «пронзали» себя шаманы чукчей, коряков, бурят, хантов, нанайцев, кетов, ненцев, селькупов, эвенков. Ненецкие шаманы в старину «протыкали себя» мечом насквозь. Английскому путешественнику Р. Джонсону, видевшему этот трюк в 1556 г., позволили ощупать пальцем торчавшее из спины острие меча".
Автор пишет в кавычках слова «пронзали», «протыкали себя», потому что, как он пишет выше, "шаманы владели искусством и гипноза, и иллюзиона". Интересно, а Мирин Дажо тоже "отводил глаза" зрителям, когда ассистент пронзал его тело насквозь?
Однако при этом металлические рапиры внутри его тела зафиксированы на флюорграммах. Он что, умел "отводить глаза" даже рентгеновскому аппарату?
Стало быть, Мирин Дажо мог провернуть такой "кунстштюк". Тогда почему не могли проделывать то же самое и шаманы?
Подобного рода "кунстштюки" демонстрируют участники тамильского фестиваля Тайпусам в Куала-Лумпуре. У них, как и у Мирин Дажо, нет крови, когда они протыкают насквозь свои щёки, и они не чувствуют боли.
Они что, тоже владеют искусством иллюзиона? Нет, скорее автор статьи, В. Н. Басилов, заблуждается и пишет чепуху, пытаясь обяснить непонятный ему феномен гипнотическим воздействием на зрителей. Он далее пишет:
"Подобными трюками поражали воображение своих соплеменников и казахские шаманы. По словам автора середины XIX в., некий «султан, есаул по чину, занимающий значительное место в Орде и воспитанный в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе», уверял, «что он сам видел, как один баксы проколол себя насквозь в грудь саблей, и когда вынул её, то ни ран, ни крови не было. Другой султан, весьма умный и дельный человек, рассказывал, что баксы вылечил его от чахотки, разрезав ему грудь и отрезав гнилой кусок лёгких, а потом залечил рану».
Посмотрел я в Википедии про этого В. Н. Басилова. Доктор исторических наук. С 1964 по 1967 г. работал в Институте научного атеизма АОН при ЦК КПСС. Ну, теперь всё понятно! Коммунистический идеолог! Он должен "гнуть линию партии" несмотря ни на что, называть "белое" "чёрным" (и наоборот), если так считает партия. Это не учёный, а... Ну ладно, замнём для ясности.
"К гипнотическому воздействию на зрителей и трюкам прибегали во время проведения обряда не только туркменские шаманы", - пишет далее В. Н. Басилов. - "Хорошо известно, что у самых разных народов шаманы были искусными гипнотизёрами, фокусниками, чревовещателями. О сложных трюках чукотских шаманов, например, сообщал В. Г. Богораз. «Многие фокусы настолько сложны, что не могут производиться без посторонней помощи»,— полагал он. Один из чукотских шаманов будто бы «погружался под землю вместе с бубном голый, уходил далеко и выходил на поверхность, потом приходил и стучался снаружи в собственную дверь». Чукотская шаманка умела искусно изобразить, что разрезала живот пациента, а затем заживила рану. По объяснению В. Г. Богораза, хлынувшая якобы из раны на животе кровь была тюленьей, шаманка спрятала сгустки тюленьей крови в комочках мокрого снега, которые во время «операции» клала в рот. Немало написано и о «чудесах», свершённых якутскими шаманами. И. А. Худяков, в частности, передает такие рассказы якутов: «У каждого шамана бывали одиннадцать дьяволов — один из них „бог с фокусами". Как только шаман вводит в себя этого дьявола, то сам разрезает ножом живот, вытаскивает брюшной жир, жарит на огне, потом отрезает голову. Сам шаман сидит без головы, но всем присутствующим людям предлагает пробовать своего жира». Затем шаман якобы напускает в юрту воды, ловит сетью рыбу и даёт каждому присутствующему по рыбе. Через некоторое время оказывается, что и рыба, и вода, и сеть исчезли".
Сами объяснения того, как производятся эти "кунстштюки", чудесатее самих чудес. Интересно, как это чукотская шаманка, по мнению у В. Г. Богораза, могла прятать во рту столько тюленьей крови, что она "хлынула" из раны на животе?
Комментариев нет:
Отправить комментарий