11 июня 2025

Похвала прялке.

 Sminter хорошо написал(а) о роли прялки в строительстве цивилизаций

"Старик-гид рассказывал в музее этнографии, как андские ткачихи ткали настолько сложные узоры, что археологи до сих пор не могут их расшифровать".


Я полагаю, здесь речь идёт о кипу, узелковом письме.

Кипу инков. Но кипу существовало задолго до инков. Самое древнее кипу датируется примерно 3000 годом до н. э.

"Кипу представляют собой своего рода макраме — на основной горизонтальный шнур из хлопка или шерсти привязаны более тонкие нити, сплетённые из волокон различных цветов. На каждой из нитей находится несколько узелков, различающихся техникой плетения. Кроме того, к каждой из нитей могла быть привязана ещё нить — и так могло повторяться многократно. Информационно значимым было количество нитей (их число в некоторых кипу доходило до двух тысяч), их цвета, длина, число узелков на каждой, способ их плетения, а также различные элементы, которые в нити вплетали, — ракушки или части растений. Отдельные кипу могли содержать нити разных цветов. Существуют предположения относительно символических значений двадцати четырёх из них. Значение также имели длина подвешенных нитей и положение сделанных на них узелков: чем выше и чем левее — тем выше значение или качество описываемого явления. Кроме того, в несущую нить мог вставляться кусочек дерева или камня — возможно, это также служило для пояснения смысла" (Источник).

Археологи Перси Дауэрсберг и Джуниус Берд с одним из крупнейших кипу, найденным в секторе Мольепампа, длиной около трех метров, с полутора тысячами нитей.

Конечно, эта письменность была создана женщинами, потому что мужчины нигде и никогда не занимались прядением. 

Позднее чиновники инков использовали кипу для учёта и контроля, для сбора и хранения информации. "Чиновники, совершая поездки по провинциям, подсчитывали и записывали с помощью кипу собранные налоги, количество урожая, населения, скота, объём ремесленного производства. В кипу могли храниться данные о количестве человек, живших в каком-то селении, о половозрастном составе населения, его здоровье, семейном положении, умерших и рекрутах.

В первые годы завоевания Перу испанские чиновники вслед за местным населением использовали кипу. Но впоследствии им стало понятно, что полностью разобраться в этой сложной системе трудно, а следить за информацией неудобно. К тому же конкистадоры считали, что кипу имели отношение к религии инков, а значит, могли быть причислены к идолопоклонству. В 1583 году III Лимский собор постановил сжечь все кипу как опасный магический инструмент".

Это очень характерное решение. Потому что у многих народов прядение и ткачество считались особым, сакральным и даже колдовским занятием. Не исключение и славяне, которые верили, что женщина за прялкой уподобляется богине — вершительнице судеб, созидательнице жизни. Поскольку нить уподоблялась человеческой жизни, с ней можно было проделывать различные манипуляции — сплетать с другими нитями, делать узлы, обрезать и укорачивать... Вот вам и начало кипу...

Пряха, прядущая белую нить у колыбели Богородицы.

"По подсчётам учёных, кипу содержит около полутора тысяч единиц информации — отдельных знаков. То есть немногим больше, чем в шумеро-вавилонской клинописи, и почти вдвое больше, чем в египетской иероглифике или иероглифах майя.

Математики определили, что при создании кипу инки использовали бинарную кодировку, наподобие той, которая лежит в основе современных компьютерных языков".

"Ткацкий станок в древности вовсе не домашняя утварь. Это — инструмент трансформации мира, древнейшая форма алгоритма, предшественник компьютера. На нём выстраивались не только нити — но и социальные структуры, торговые маршруты, архитектурные формы, и даже политическая власть. Ткачество, как и музыка, покоится на математике: простые и составные числа, симметрия, повторяющиеся паттерны, расчёт длины и веса — всё это часть ремесла. Математика воплощалась в нити и узоры, и в этом смысле ткань — это «воплощённый код».

Древние культуры, которые мы теперь знаем, буквально строились на ткани. Минойцы обменивали пурпурную шерсть на товары из Египта. Римляне платили за китайский шёлк весом в золоте. Текстиль стал основой экономик и культур от Перу до Индии. Им оплачивались храмы и дворцы. Микеланджело вырезал «Давида» на деньги от торговцев тканями, а Великие Моголы строили Тадж-Махал благодаря экспорту муслина.

И наконец — цивилизация как таковая, в определении XVIII века, включала в себя и умения ткать. Без постоянной и массовой выработки пряжи не было бы тканей, а без тканей — торговли, моды, армии (нужна форма), религии (ритуальные одежды), и архитектуры (вспомним паруса, тенты, шатры). Так что когда мы говорим «цивилизация», можно с уверенностью добавить: «сделано из нитей». Потому что всё великое начиналось с клубка пряжи и станка, на котором кто-то когда-то выткал узор мира".

Вот такого рода история, — история, состоящая из многих тысяч мелких "записок" о народном быте, в том числе о женском прядении, — является диаметральной противоположностью "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина. "Карамзины", и иже с ними, писали историю царей, а мы здесь пишем историю простых людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий