Как и в Чатал-Хююке, людей в Юго-Восточной Европе также хоронили под полами домов в 7-м тысячелетии до н. э. Недавнее исследование на Балканах показывает, что половина этих захоронений - дети разного возраста, другая половина - в основном женщины и только несколько мужчин [1]. Таким образом, женщины и дети занимали особое положение в домах, в то время как мужчины хоронились вне домов, во дворах, и, около 5000 г. до н. э., на обычных могильниках [2]. Это ясно указывает на матрилинейное правило, согласно которому женщины и дети принадлежат одному роду, и цель состояла в том, чтобы умершие дети как можно скорее возродились женщинами из того же клана. Символика дома также поддерживает эту идею: дом считался подобным женской утробе, потому что сообщество жило, питалось и умирало там, и там же возрождалось. То же самое относится к захоронениям под священным очагом или в печах, которые сами по себе имели форму матки.
![]() |
Расположение печи в доме с двумя комнатами; Бутмир, Босния, начало 5-го тыс. до н. э. |
Также были найдены сосуды в форме матки, в которых хоронили младенцев, а с более поздних времён неолита известны урны с женскими чертами, грудью и вульвой.
Даже в центральноевропейских неолитических культурах отсутствуют выдающиеся мужские предки, так как здесь есть ямы, часто выстроенные в длинную канаву, с женщинами и мужчинами, похороненными без каких-либо указаний на иерархию, поскольку они были членами одного клана. То же самое относится к западным и южноевропейским групповым захоронениям в
мегалитических гробницах, которые обычно представляли собой клановые погребальные дома, только для одного клана, или камерные могилы и секционные могилы для нескольких кланов. Мегалитические гробницы использовались очень долго, поэтому для новых захоронений скелеты просто отодвигали в сторону, а умершего или его кости добавляли. Поэтому мегалитические могилы могли вмещать много умерших, например, во Франции и Испании они содержали несколько сотен скелетов, а в гипогее Мальты было похоронено до 7000 умерших людей. Эти похороны выражают общинные и эгалитарные характеристики обществ.
Особенно большие гробницы, такие как Нью-Грейндж, Ноут и Даут (Ирландия) и Силбери-Хилл (Южная Англия), а также внушительные длинные курганные могилы (Северная Германия, Польша) требовали обширного сотрудничества кланов в регионе. Но нет никаких доказательств того, что они, включая огромные круглые земляные ограды и могучие каменные хенджи, были построены «планирующей» элитой верховных жрецов и властителей, или что они использовались как места поклонения и гробницы исключительно для последних [3]. Их строительство и обслуживание представляли собой проблему для многих людей, которую они преодолели, работая совместно. Поэтому памятники обычно принадлежали людям всего региона, являясь их храмами, где они встречались для консультаций и религиозных праздников. Эти более поздние земляные сооружения и мегалитические сооружения имели те же функции, что и более ранние храмы Гёбекли-Тепе в Западной Азии и древние расписные пещерные святилища палеолита.
Что касается погребальных принадлежностей, то в эту эпоху иерархия также не прослеживается. Сначала только около трети могил содержали такие подношения, и они были довольно скромными по сравнению с обстановкой домов. Если они располагались у входа в гробницу, они не предназначались для отдельных умерших, а для всей группы [4]. Даже в случае личных подарков часто бывает трудно определить различия в статусе, особенно в отношении гендерных отношений. Они могут быть роскошными просто потому, что покойный был очень любим, что особенно касается детских могил. Даже не определённо, была ли могила «богатой» или «бедной», потому что предметы, сделанные из недолговечных материалов, такие как искусно сделанные деревянные предметы или одежда, не сохранились. Более того, погребальные предметы в тот период не отражали никаких индивидуальных имуществ или личной власти, а скорее были по своей сути символическими по своей природе, как знаки религиозных идей или особых качеств умершего. В целом, могильный инвентарь для мужчин и женщин относится к их ремёслам: в женских могилах были точильные камни, прялочные круги, ювелирные изделия, большое количество украшенной керамики и инструменты для её производства, религиозные предметы в специальных могилах для жриц;
в то время как в мужских могилах были топоры и лезвия из кремня, обсидиана, кремня и оленьего рога, наконечники стрел для охоты и товары от их деятельности в сетях дарения. Обычно женщины и мужчины были равномерно распределены в могилах. Другими словами, у обоих полов были разные, но эквивалентные сферы действия, они сотрудничали дополнительным образом. В крупном могильнике культуры LBK было обнаружено, что немного ювелирных изделий, помещенных в мужские могилы, уменьшалось с возрастом, в то время как они увеличивались у женщин, что указывает на их растущую репутацию матерей клана [5].
Тем не менее, особенно в самых старых, огромных мегалитических гробницах, результатом исследований является то, что в них было похоронено всего несколько человек, например, около 10 человек в гробницах 4-го тысячелетия во Франции, всего несколько захоронений в самых старых гробницах в Испании, шесть в мощных английских длинных курганных могилах и в самом большом памятнике на Оркнейских островах всего три захоронения. И тут же, без колебаний, «большие гробницы» были немедленно приравнены к «Большим людям» ("Big Men"), предполагая, что они нашли то, что искали: иерархическое общество, в котором доминируют мужчины.
Тот факт, что в одной из древнейших неолитических гробниц в Европе была обнаружена пожилая женщина, окружённая наибольшим количеством сосудов и инструментов, изготовленных из кости и обсидиана (Греция, 7-е тысячелетие), совсем не вписывается в идею доминирования мужчин [6]. Это открытие не отражает её «богатство» или даже «власть», а высокое уважение, которым она пользовалась. Похожие находки захоронений были обнаружены в Центральной Европе: женщина старше 60 лет с красивым капюшоном из жемчуга улитки (культура LBK, Германия, 6-е тысячелетие) [7], и несколько пожилых женщин от 50 до 70 лет с богато украшенными сосудами и многочисленными символическими предметами (культура Lengyel, Польша, 5-е тысячелетие) [8]. Они пользовались наивысшим социальным уважением, в то время как не было никаких свидетельств мужской «элиты», поскольку знаки доминирования нигде не появлялись. Огромные длинные курганные гробницы также известны из культуры воронковидных кубков (TRB, Польша, 4 тыс. до н. э.), и одна из них, длиной 30 м, содержала могилу одинокой женщины в возрасте 70 лет. Она была похоронена в деревянном гробу, а над могилой была возведена большая деревянная конструкция как священное здание
для религиозных празднеств, что свидетельствует о высоком почитании, которое оказывалось этой женщине даже после её смерти [9].
Существуют также особые могилы молодых женщин, богато украшенные драгоценностями и символическими предметами, например, мать с маленькой дочерью из культуры Лендьел в Польше; также подросток, в могиле которого находилась модель храма [10]. Из той же культуры в Венгрии была найдена молодая женщина с медным браслетом и религиозными предметами, и поразительно красиво украшенные могилы девочек и младенцев женского пола, в то время как могилы мальчиков оставались простыми [11]. Также в Румынии были обнаружены богатые могилы девушек-подростков, самая богатая из которых была шестнадцатилетней девочкой-подростком, украшенной десятью браслетами и покрытой ракушечным жемчугом (культура Боян), и расположенные в центре могилы двух девяти-десятилетних девочек, украшенные ракушечным жемчугом, богато украшенными вазами и статуэтками (культура Кукутень) [12]. Этот акцент на женском потомстве можно понять, только если общество было организовано по материнской линии. Потеря девочек и подростков особенно болезненна для таких культур, потому что они являются надеждой матрилинейного клана на его продолжение в будущем.
Также были найдены особые могилы мужчин, в которых погребальных даров было больше, чем обычно, но не было знаков власти. Это указывает на хорошую репутацию, которую они имели в своей жизнедеятельности и за которую их почитали. Даже престижные предметы, такие как отполированные церемониальные топоры или медные топорики, не указывают на вождей и элиту, поскольку престиж — это не то же самое, что и власть. В современных матриархальных обществах можно видеть, что как брат матриарха мужчина может занимать важное положение для клана и общины. Как старший брат матери, он может быть избран представителем клана или всей общины, представляя её внешнему миру, тем самым внося значительный вклад в местную или региональную политику консенсуса. За эти задачи он получает символы своей особой репутации. В этом отношении, пожилые и опытные мужчины также играют важную роль в этих обществах, что приносит им
честь и престиж.
В результате, немногочисленные захоронения в больших гробницах очень древнего происхождения просто свидетельствуют о том, что покойные были особенно уважаемыми или любимыми людьми в эгалитарных обществах, важными предками женского и мужского пола, которые были почитаемы, но не имели власти над другими, — потому что в матриархальных обществах уважение к их достижениям не приводит к иерархии и господству. Только в более поздние эпохи были некоторые мегалитические гробницы повторно использованы для захоронения отдельных патриархальных вождей, опознаваемых по их знакам власти, но это было неправомерным использованием и противоречило религии.
(Из книги Хайде Гёттнер-Абендрот "Matriarchal Societies of the Past and the
Rise of Patriarchy")
-----------------------------------------------------------------------------------
[1] Goce Naumov: “Housing the Dead: Burials Inside the Houses and Vessels in the Neolithic Balkans,” in: Cult in Context: Reconsidering Ritual in Archaeology, eds. David A. Barrowclough and Caroline Malone, Oxford 2007, Oxbow Books, 255–257.
[2] Ещё в 4-м тысячелетии это всё ещё практиковалось на Оркнейских островах, где были найдены две женщины, которые были похоронены под домом Скара-Брей.
[3] См., по этому поводу, исследование больших, художественных гробниц Оркнейских островов, которое показало, что здесь не хоронили представителей элиты, а всех людей из окрестных поселений, с равным гендерным распределением. См. Дэвид Фрейзер: Земля и общество на неолитических Оркнейских островах 2, British Archaeological Reports, British Series 356, Oxford 1983. См. также современных матриархальных кхаси, которые построили дольмены и менгиры в таком количестве, что они покрывали целые долины. Общество кхаси было эгалитарным, и мегалиты строили отдельные кланы.
[4] Например, погребальный инвентарь в мегалитической гробнице Айлеванс (Франция).
[5] Находки из могильника Айтерхофен-Эдмюле в Баварии.
[6] Находка из Франхти (Пелопоннес).
[7] Находка из Айтерхофен-Эдмюле (Нижняя Бавария).
[8] Находки из Бреста-Куявского (Западная Польша).
[7] Находка из Айтерхофен-Эдмюле (Нижняя Бавария).
[8] Находки из Бреста-Куявского (Западная Польша).
[9] Находка из Сарново (Западная Польша).
[10] Находки из Круши Замковой и Асод (Западная Польша).
[11] Могила № 4 Басатанья, Тисаполгар Фаза, а также Мораги-Тюзкёдомб и Зенгёварконь (всё в Венгрии).
[12] Находки из Черницы и Выхватинци (Румыния).
Комментариев нет:
Отправить комментарий