19 августа 2022

Очередной промежуточный итог моих matriarchal studies.

На улице дождь льёт как из ведра. Вообще, это лето выдалось дождливым. Трава в саду и огороде "прёт" как на дрожжах. Грибы шампиньоны в саду выросли, я целое ведро набрал.

Пока появился вынужденный перерыв в ремонте кухни, напишу-ка я очередной промежуточный итог моих matriarchal studies.

Как я вижу теперь, матриархат имеет 4 аспекта. У марксизма - три составных части, а у матриархата - четыре.

1. Матриархат "коренится" в центральном положении матери в семье. Даже в самых кондово-патриархальных обществах часто бывает так, что с появлением в семье детей мать начинает верховодить. Она требует от отца не для себя, а для детей, и отец превращается в "исполнительный механизм".

Центральное положение женщины как бы само собой складывается из-за того, что она является домохозяйкой. Она - неподвижное "солнце", вокруг которого вертится по орбите благоверный супруг. Она готовит пищу и раздаёт её: "этому дала, этому дала...". Следовательно, с нею связаны представления о справедливости, о справедливом распределении пищи и всего остального.

Очевидно, её центральное положение связано ещё и с тем, что мать + её дети + их бабка составляют тот самый "междусобойчик", который фундирует понятие рода. Отсюда происходит матрилинейное наследование. По сути, именно материнское чрево определяет родство. 

Здесь можно привести притчу Иисуса о семени: "вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать" (Мф. 13:1-8). Так вот, "сеятель" - это мужчина, а "добрая земля" - это женщина. Без "доброй земли", сколько бы мужчина ни изливал своё семя, никакого плода у него не получится. Ну и, соответственно, всякое растение коренится в "доброй земле". Отсюда происходит генеалогия. Слово происходит от др.-греч. γενεαλογία «генеалогия», далее из γένος «род, происхождение», далее из праиндоевр. *gene- «рождать, рождаться». "Генеалогия" и "жена" - слова однокоренные"; ср. др.-прусск. genno зв. п. «женщина!»

2. Матриархат базируется на культе предков и - шире - на том широком поле нетрудовой деятельности, которое именуется религией. Это т. наз. "священный матриархат". Намёк на этот матриархат мы видим в библейской истории о связи Евы со змеем. Как правило, женщины более гипнабельны и больше спят, чем мужчины. Женщины от рождения чаще мужчин обладают медиальным талантом: по статистике среди женщин в 6 раз чаще встречаются медиумы, чем среди мужчин. Кроме того, у женщин имеется то, чего нет у мужчин, - менструация. Месячные заставляют женщину регулярно уходить в "самоизоляцию", а все духовные феномены, как мы знаем, случаются именно тогда, когда человек находится в одиночестве. Отсюда в древности бурно расцвела мифология "рогатого" любовника, приходящего по ночам. Конечно, при этом имел место быть и феномен одержимости духами, когда женщина говорила голосами умерших людей. Очевидно, первыми шаманками на Земле были женщины. Слово "шаман" переводится как "тот, кто знает", и по буквальному значению близко к русским словам "знахарь", "ведун". Но от обычного знахаря - травника и народного лекаря шамана отличает умение общаться с духами. Женщина, которая "якшается" с духами, - это не просто женщина, это уже не "слабый пол". "Знание - сила", да и духи посильнее будут, чем даже самый сильный мужчина. Так что матриархат во многом "замешан" на религиозности. И чем "круче" замес религиозности, тем крепче матриархальные устои. Где слабая религиозность, там нет матриархата.

3. Матриархат, к тому же, может быть эпифеноменом экономических отношений. Во многих архаических обществах именно женщины добывают львиную долю потребляемой пищи. Да, мужчины могут объединиться и "завалить" слона, обеспечив праздник на целую неделю, но такое бывает редко, а в основном члены "большой семьи" питаются тем, что соберут и приготовят женщины. В эпоху неолита, когда благодаря стараниям женщин, появились домашние козы, коровы, свиньи и прочая пользительная живность, а в керамических сосудах стало храниться зерно, женская доля обеспечения продовольствием стала почти тотальной. Очевидно, именно с этим связан феномен матрилокальных браков: материнский род представлял собой хорошо налаженное хозяйство, в котором женщины, как пчёлки, сами трудились "от зари до зари", но и крепкожильные работники, кряжистые мужики, им были "ко двору". Заодно и l'amour toujour.

4. "Лямур тужур" - это и есть четвёртая составная часть матриархата. Дело в том, что влюблённый мужчина всегда боготворит предмет своей любви. Согласно Платону, любовь - это божественная одержимость, а каждый влюблённый обожествляет свою возлюбленную, чувствует себя рядом с ней "как на небе", "как в раю", и т. д. При сильной любви у совершенно нормального мужчины может появиться склонность к обоготворению писем любимой, локонов, которых "она ему дала", перчаток, платочков и пр. Это почитание вещей может иметь внешние признаки фетишизма. Как сумасшедший скряга оловянные пуговицы принимает за золото, как одержимый манией величия - свой колпак за корону, так влюблённый - искренно и страстно принимает объект своей любви за существо совершенное, за какого-то посланника небес. Отсюда - всего лишь шаг до добровольного рабства, то есть безграничного подчинения себя воле женщины, что является определяющим признаком мазохизма. Мужчин, находящихся в половом рабстве у женщин, мы встречаем на каждом шагу. Сюда относятся в первую очередь так называемые "подкаблучники", "мужья под каблуком". 

Ну вот, для идеального матриархата необходимо полное совпадение всех этих четырёх составляющих, однако же ничего идеального в нашем мире нет. Всё на свете колеблется, "осциллирует", то увеличиваясь, то уменьшаясь в масштабах и размерах. Поэтому мне совершенно непонятно определение русскоязычной Википедии: "В современной науке превалирует точка зрения, что чисто матриархальных обществ никогда не существовало". Что значит "чисто"? Покажите мне хоть одну "чисто" коммунистическую страну, без примесей капитализма, восточного деспотизма, империализма. - СССР? - Не смешите мои тапочки.

Тем не менее, на уровне частной, семейной жизни матриархальные отношения встречаются довольно часто. Истории известны и царицы, но матриархат и государство - понятия взаимоисключающие. Государство - всецело патриархальный конструкт, и даже если во главе государства находится женщина, конструкт от этого не меняется. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий