Африканист В. А. Корочанцев рассказывает про скотоводов бороро:
"Это замкнутое пастушеское племя, странствующее за своими стадами между Мали и Камеруном, некоторые этнографы упорно считают потомком древних египтян, хотя уже установлено, что это часть фульбе, отделившаяся от остальной массы народа.
Круглый год кочуют бороро в поисках воды и травы для своих стад. В сухой сезон зебу пытаются настичь исчезающие травы быстро лысеющей саванны, в период дождей они чуть ли не в панике отступают под напором разливающихся озёр и болот.
Бороро скитаются по исстари установленным маршрутам, презрев государственные границы. Сегодня они - в Нигере, а завтра - в Чаде или Камеруне. Этот народ исключительно миролюбив. Бороро стараются ладить с многочисленными народами обширного района, по которому пролегают пути их перекочёвок.
В засуху иногда возникают конфликты с владельцами колодцев - туарегами, с бывшими рабами туарегов - бузу, такими же скотоводами, как и бороро. Бывает, что из-за драгоценных капель колодезной воды приходится поступаться вошедшим в легенду миролюбием и воевать. Чаще же они получают разрешение пользоваться колодцем в обмен на несколько зебу. Иногда бороро даже приобретают колодец, но их кочевая душа но терпит осёдлости, и через некоторое время они покидают район, добровольно возвращая колодец его бывшим владельцам".
Этот рассказ разбивает в пух и прах ходячий стереотип об африканских "дикарях". Часто встречается расхожее суждение, будто чем глубже в прошлое, тем выше культ грубой силы и соответственно статус женщины должен быть только ниже. Ну, вот, пожалуйста: бороро сохранили архаический образ жизни, и притом зарекомендовали себя исключительно миролюбивым народом. Оно и понятно: подавляющее большинство насильственных смертей вызвано войнами между государствами, насилием государств в отношении собственных граждан и вооружёнными попытками захвата государственной власти. Следовательно, агрессия исходит от богатеев, которые составляют государственную элиту. А у бороро нет ни государства, ни элиты.
Зато у бороро есть некое подобие матриархата. Как говорит В. А. Корочанцев, "уважение к женщине у бороро развито в высочайшей степени. В их замкнутом обществе на женщину смотрят как на хранительницу устоев кочевой жизни. Это она нашёптывает засидевшемуся на месте супругу, что «жилище кочевника - горизонт». По женской линии наследуются титулы и некоторые права собственности. Женщинам посвящаются лучшие стихи и песни".
Да, и именно бороро устраивают праздник Герревол, на котором девушки выбирают себе парней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий