18 августа 2022

Матриархат как кот Шрёдингера.

Вот интересная штука: на первый взгляд всё кажется простым, а чуть копнёшь поглубже — и начинаются парадоксы. Весь мир "соткан" из парадоксов. Как там Нильс Бор говорил? «Ваша теория безумна, но недостаточно безумна, чтобы быть истинной».

И здесь возникает вопрос: что стоит за этой парадоксальностью? Ведь её могло бы и не быть. Ведь мир мог бы быть простым как ситцевые трусы. Ну, или как домик из детских строительных кубиков. Зачем и к чему вся эта "навороченность"? Зачем в мире все эти антиномии? Зачем эта уму непостижимая смесь хаоса и порядка во Вселенной? С одной стороны - хаос в виде столкновения галактик, а с другой стороны - порядок в виде закона всемирного тяготения и других "законов природы". И вот ещё странность: в микромире любая попытка наблюдения (измерения) изменяет квантовую систему.

Чем-то это напоминает компьютерную игру: я могу "гулять" по какой-то улице виртуального города, и я хорошо вижу её на экране монитора, но я не могу одновременно видеть и другие улицы этого города. Чтобы их увидеть, нужно "зайти" туда, то есть проявить акт воли. 

В квантовой физике элементарная частица не летит по какой-либо траектории — её «путь» представляет собой систему эволюционирующего набора вероятностей того, какими путями она может двигаться. В данный момент времени эта частица находится нигде. А когда мы начинаем непосредственное наблюдение, мы видим мы её лишь в одном из всех возможных положений.

А если это расширить на всю Вселенную? В данный момент времени она находится в состоянии "киселя" с бесконечным набором вероятностей. И лишь моё наблюдение "актуализирует" эту Вселенную, причём я - именно я! - задаю параметры того, какими путями она будет двигаться.

Или взять, к примеру, историю. Сама по себе, без моего наблюдения, она представляет собой всё тот же "кисель". Я присматриваюсь, и вот, я вижу матриархальные общества на поверхности "киселя". А если не присматриваться, то там ничего и нет. В этом смысле матриархат похож на кота Шрёдингера:  пока мы не откроем ящик и не узнаем состояние кота, то он жив и мёртв одновременно. Когда же мы открываем ящик, то видим перед собой кота лишь в одном из возможных состояний.

Получается, что матриархат сам по себе не существует (ну, или существует в виде вероятностного "киселя"), но проявляется лишь по мере внимания к нему. На что ты не обращаешь внимание - того и нет. И наоборот: внимание раздувает из мухи слона.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий