17 января 2023

Женский шаманизм в Китае

В китайской литературе достаточно непросто найти достойные упоминания о женщинах, однако колдуньи У стоят особняком в чреде великих китайских мужчин.

Китайский термин У или Ву (кит. 巫) обозначает шамана, практикующего китайский шаманизм или по-другому "вуизм", который дал основу современному даосизму. Изначально это слово обозначало мужчину или женщину, занимающихся колдовством. Однако уже к 4-3 векам до н.э. под У начинают понимать именно женщин-колдуний, а мужчинам дают другое название.

Первый китайский словарь иероглифов Шуовэнь Цзецзы (121 г. до н.э.) описывает У как женщин, которые занимались жертвоприношением, священнослужительниц, призывательниц духов, мастериц молитв. У считались женщинами, которые могут служить Невидимому, а также своими танцами отгонять злых духов, призывать дождь, восстанавливать равновесие между двумя мирами.

Была раскрыта связь слова «шаманка» с такими словами как «мать», «танец», «плодородие», «яйцо» и «вместилище», а значит эта профессия имела прямое отношение к древнему культу плодородия в Китае.

Сохранились и настоящие топонимы: знаменитая гора Ву, жилище Божественной женщины, и знаменитое ущелье Ву на реке Янцзы.

Истинное происхождение шаманок Ву неясно до сих пор. Есть теория, что начало им положили женщины, которых в неолитическом периоде Китая сжигали, принося в жертву, для того, чтобы вызвать дождь. Иногда смерть на костре заменяли выставлением на солнце на несколько дней. Всё это время женщину заставляли молиться о дожде. Так она изображала из себя Богиню Засухи.

В более поздний период У перестали приносить в жертву, и они стали отвечать за общение с природой и, в первую очередь, с водой. Они исполняли магические танцы, чтобы предотвратить наводнение или, наоборот, вызвать дождь. Правда процедура была долгой, поэтому периодически, местные правители во время наступления засухи, чтобы не тратиться на церемонию с танцем, просто приказывали сжечь местную колдунью, как раньше.


В древний период, когда болезни лечили с помощью заклинаний и изгнаний духов, шаманки У выполняли также роль и знахарок. Однако с развитием медицины их статус был утрачен.

Важной была роль шаманок У как онейроманток (гадательниц снов). Часто в этой должности их вызывали ко двору, о чём имеется много письменных свидетельств. Тем не менее, эта работа была не менее опасной, ведь иногда для того, чтобы сон сбылся (или не сбылся), властители приказывали убить гадалку. Однако как прорицательницы У в древнем Китае имели огромное значение. В этой роли женщины также принимали косвенное участие и в управлении государством, служили чиновницами низшего ранга при дворе. Участвовали в траурных церемониях, шествуя перед императором.

Но с приходом к власти конфуцианской морали, ортодоксы во главе с Конфуцием постарались лишить женщин всех общественных и священных полномочий, начали продвигать фаллический культ вместо культа плодородия и ограничили роль женщины служением семье. Есть интересная теория о том, что мать Конфуция была той самой колдуньей У, против которых её сын рьяно боролся, отдавая свою любовь мужчинам.

Колдуньи и по сей день встречаются в деревнях Китая, исполняя роль гадалок, предсказательниц и знахарок, но уже нелегально.

Тема шаманизма в Азии весьма обширна и имеет общие исконно женские корни, множество сходств и пересечений, поэтому мы планируем продолжать её исследование и в будущем. Следите за публикациями!

Авт: Софья Дягилева  

Танцующие женщины, династия Чжоу
 

Личная печать шаманки Фу Хао, на которой изображена женщина, возносящая молитву божеству.

Пойманные за "незаконную деятельность" колдуньи

Комментариев нет:

Отправить комментарий