В китайской литературе достаточно непросто найти достойные упоминания о женщинах, однако колдуньи У стоят особняком в чреде великих китайских мужчин.
Китайский
термин У или Ву (кит. 巫) обозначает шамана, практикующего китайский
шаманизм или по-другому "вуизм", который дал основу современному
даосизму. Изначально это слово обозначало мужчину или женщину,
занимающихся колдовством. Однако уже к 4-3 векам до н.э. под У начинают
понимать именно женщин-колдуний, а мужчинам дают другое название.
Первый
китайский словарь иероглифов Шуовэнь Цзецзы (121 г. до н.э.) описывает У
как женщин, которые занимались жертвоприношением, священнослужительниц,
призывательниц духов, мастериц молитв. У считались женщинами, которые
могут служить Невидимому, а также своими танцами отгонять злых духов,
призывать дождь, восстанавливать равновесие между двумя мирами.
Была
раскрыта связь слова «шаманка» с такими словами как «мать», «танец»,
«плодородие», «яйцо» и «вместилище», а значит эта профессия имела прямое
отношение к древнему культу плодородия в Китае.
Сохранились и настоящие топонимы: знаменитая гора Ву, жилище Божественной женщины, и знаменитое ущелье Ву на реке Янцзы.
Истинное
происхождение шаманок Ву неясно до сих пор. Есть теория, что начало им
положили женщины, которых в неолитическом периоде Китая сжигали, принося
в жертву, для того, чтобы вызвать дождь. Иногда смерть на костре
заменяли выставлением на солнце на несколько дней. Всё это время женщину
заставляли молиться о дожде. Так она изображала из себя Богиню Засухи.
В
более поздний период У перестали приносить в жертву, и они стали
отвечать за общение с природой и, в первую очередь, с водой. Они
исполняли магические танцы, чтобы предотвратить наводнение или,
наоборот, вызвать дождь. Правда процедура была долгой, поэтому
периодически, местные правители во время наступления засухи, чтобы не
тратиться на церемонию с танцем, просто приказывали сжечь местную
колдунью, как раньше.
В древний период, когда болезни лечили с
помощью заклинаний и изгнаний духов, шаманки У выполняли также роль и
знахарок. Однако с развитием медицины их статус был утрачен.
Но с приходом к власти конфуцианской морали, ортодоксы во главе с Конфуцием постарались лишить женщин всех общественных и священных полномочий, начали продвигать фаллический культ вместо культа плодородия и ограничили роль женщины служением семье. Есть интересная теория о том, что мать Конфуция была той самой колдуньей У, против которых её сын рьяно боролся, отдавая свою любовь мужчинам.
Колдуньи и по сей день встречаются в деревнях Китая, исполняя роль гадалок, предсказательниц и знахарок, но уже нелегально.
Тема шаманизма в Азии весьма обширна и имеет общие исконно женские корни, множество сходств и пересечений, поэтому мы планируем продолжать её исследование и в будущем. Следите за публикациями!
Авт: Софья Дягилева
Танцующие женщины, династия Чжоу |
Пойманные за "незаконную деятельность" колдуньи |
Комментариев нет:
Отправить комментарий