Председатель Союза женщин Башкортостана Рашида Султанова говорит, что «в стране катастрофически не хватает мужчин».
- Мужчин просто нет, - сетует она. - До 30 лет, согласно статистике, число мужчин и женщин одинаковое. После 30 число мужчин начинает уменьшаться, а после 75 разница становится огромной. У нас сегодня в башкирских деревнях появились «белые бабушки» (ак инэй) - пожилые женщины, к которым идут за советом. А раньше эту роль исполняли аксакалы. Но где теперь ак бабаи? Их нет, не осталось больше (Источник).
В РуНете пишут, что "во многих башкирских селеньях появились женские клубы под названием «Ак инейзэр», что в переводе означает "Белые женщины", то есть светлые, чистые помыслами. Не зря название клуба «Ак инейзэр» связано с белым цветом, так как женщины эти несут в народ добрые дела и чистый свет, делятся богатым жизненным опытом, воспитывают подрастающее поколение" (Источник).
"Есть такой клуб и в Белянке, называется он «Ак инейзер коро Мирас» (на фото). Клуб посещают восемь уважаемых и умудрённых опытом женщин, которые глубоко религиозны и к которым прислушиваются сельчане".
«В названии клуба слово «Мирас» переводится как наследие. Вот и мы стараемся передать наследие наших предков своим потомкам, – говорит Гакифа Гафаровна. – Изучаем старинные обряды, возрождаем старинные ремёсла и рукоделие, готовим национальные блюда».
Я не знаю, как там сейчас обстоит дело с "белыми бабушками", потому что информация о них в РуНете довольно застарелая. Например, в 2014 году "в Аскинском районе появился женский клуб «Ак инэйзэр». Решение о создании организации было принято на заседании Курултая башкир района. Цель клуба - объединить женщин зрелого и пожилого возраста для активного участия в общественной и культурной жизни муниципалитета. Все активистки получили законный статус — им вручили свидетельства, подтверждающие членство клуба «Ак инэйзэр». После обсуждения положения работы клуба участники мероприятия выбрали главную агинэй района - ею стала Ярия Ялалтдинова. Ей поручено во всех сельских поселениях и населённых пунктах района создать клубы «Ак инэйзэр», в состав которых войдут активные женщины, способные привлечь общественность к решению важных вопросов" (Источник).
Вот инфа за 2015 год: "Сохранение самобытности башкирского народа, развитие языка, образования, национальной культуры являются главными задачами общественной организации. Её члены проводят различные тематические вечера, знаменательные встречи со славными земляками, праздники родословной - «Шежере байрамы». В своей деятельности «Ак инэйзэр коры» тесно контактирует с общественными организациями: национально-культурной автономией татарского и марийского народов, Советом ветеранов, Советом женщин и Советом отцов района, Управлением культуры, Управлением образования и другими" (Источник).
Как видно, это женское движение отнюдь не самостоятельно, оно находится под государственной "крышей" и заформализовано в самых лучших советских традициях. Но, наверно, это всё же лучше, чем совсем ничего. Пишут, что "творческие бабушки из Миасса полны сил и энергии".
"В небольшой деревне Якутово на границе с Оренбургской областью власть взяли в свои руки «ак инэйзэр» — в буквальном переводе «белые бабушки». Произошло это недавно (статья появилась в Сети 21.07.2017), но якутовцы говорят, что сильную руку аксакалов в юбках почувствовали сразу. <...> Из-за безработицы и безденежья в сёлах стали спиваться. Что надо было делать? Поднять женщин. В
непростые времена они всегда оказывались крепче и сильнее, их
материнского инстинкта и силы хватало не только на свою семью, но и на
поддержку ослабевших соседей и односельчан. <...> Женщины-старейшины не только за порядком следят, но и рукодельничают,
поют-пляшут в своё удовольствие на праздниках разных, обряды забытые
вспоминают" (Якутский матриархат).
Комментариев нет:
Отправить комментарий