Сохранились смутные упоминания о священном браке в древнем Вавилоне, одним из элементов которого являлось ритуальное очищение ("катарсис") действующего царя. На время покаяния царя место правителя страны занимал подставной (подменный) царь (лат. interrex). Шумерские тексты о таком человеке ничего не рассказывают, а старовавилонские и новоассирийские дают буквально несколько кратких упоминаний. Можно предположить, что подставной царь был необходим в тот момент, когда настоящий царь временно сводился со своего престола для суда над ним; "подменный" должен был занимать его место по принципу "свято место пусто не бывает". В это время царь входил в храм - зиккурат и складывал перед идолом бога Мардука все знаки своей власти. Затем он отдавл богу отчёт о делах прошедшего года и каялся в своих грехах. При этом верховный жрец больно ударял его по лицу, напоминая ему о необходимости соблюдать все религиозные традиции. После этого очистившийся от грехов царь получал право вновь надеть знаки божественной власти. Именно на этот покаянный день - интеркалярий, находящийся как бы вне календарного года, - царь соглашался передавать всю власть своему заместителю - безбородому, кривому на один глаз мужчине, или interrex'у, который умирал на закате этого дня, искупая своей смертью грехи царя за прошедший год, а кровь его использовалась в церемонии окропления царя.
Интересно, что нечто подобное наблюдалось Тэрнером у народа ндембу в Замбии (Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука. 1983. С. 171-172).
Е. Н. Панов описывает ритуал посвящения в вожди, первый этап которого, по описаниям Тэрнера, представляет собой процедуру чрезвычайно унизительную для будущего владыки.
"Всё начинается сооружением небольшого укрытия из листьев в получасе ходьбы от столичной деревни. Новоизбранный вождь в одной лишь поношенной набедренной повязке и его ритуальная жена (старшая в его семье жена или одна из рабынь) занимают здесь место сразу же после захода солнца. Их препровождают туда так, как будто они не в состоянии передвигаться самостоятельно. Здесь им предстоит провести несколько дней, воздерживаясь от половых сношений. Время от времени чету обмывают лекарствами, смешанными с водой, заставляя во время этих процедур сидеть на корточках в позе абсолютной покорности.
Затем начинается обряд, название которого звучит так: «говорить о нём злобно или оскорбительно». Сначала шаман делает надрез на внутренней стороне левой руки вождя (на которую завтра наденут особый браслет) и смазывает рану лекарством. Вождя и его спутницу довольно грубо усаживают на циновку, после чего верховный жрец начинает речь, обращённую к будущему правителю общины.
Суть его такова. «Молчи! Ты жалкий себялюбивый дурак со скверным характером! Ты не любишь своих друзей, а лишь гневаешься на них! Подлость и покража — вот всё, чем ты владеешь! И всё же мы призвали тебя и говорим, что ты должен наследовать вождю. Отрешись от подлости, оставь гнев, откажись от прелюбодеяний, немедленно оставь всё это! Мы сделаем тебя вождём. Ты должен есть со своими подданными, ты должен жить с ними в мире. Не прибегай к ведовству, поражающему твоих подданных в их домах, — это запрещено! Мы желаем, чтобы ты и только ты был нашим вождём. Пусть твоя жена готовит еду для людей, которые приходят сюда, в столичную деревню. Не будь себялюбив, не пользуйся своим положением в собственных интересах! Ты должен смеяться вместе с людьми, ты должен избегать ведовства, если ты, к несчастью, уже знаком с ним! Ты не должен губить людей! Ты не должен быть с ними невеликодушным!
Сегодня ты родился как новый вождь. Ты должен знать людей, о чифванакену. Если раньше ты был подл и привык есть свою кашу или мясо один, сегодня ты — вождь. Ты должен оставить себялюбие, ты должен приветить каждого, ты — вождь! Ты не должен прелюбодействовать и браниться. Ты не должен судить пристрастно в делах, в которых замешаны твои близкие, в особенности твои дети. Ты должен сказать: “Если кто-то спал с моей женой или обидел меня, сегодня я не должен быть несправедлив к нему. Я не должен таить в сердце злобу”» (там же: 174–175).
По окончании этой речи каждый из присутствующих вправе осыпать избранника бранью и в самых резких выражениях припомнить ему все нанесённые им обиды. При этом предполагается, что ни одно из этих оскорблений вождь в дальнейшем не сможет припомнить своим подданным. Не ограничиваясь словесными выпадами в адрес посвящаемого во властители, верховный жрец прибегает и к физическому воздействию на него, время от времени шлёпая вождя по обнажённым ягодицам. Нельзя не признать справедливость высказывания очевидцев всей этой сцены, говорящих, что в ночь накануне вступления в сан положение вождя приравнивается к бесправию раба".
Я ранее высказывал своё сомнение на счёт поверья, согласно которому в в эпоху матриархата царям-жрецам не давали долго засиживаться на троне. Однако теперь я вижу, что "дыма без огня не бывает". Может быть и не было прямого цареубийства, но было нечто близкое к тому. Тем более что известный египтолог Ф. Питри считал, что "в дикий доисторический век египтяне, как и многие другие африканские и индейские народы, убивали своих царей-жрецов через установленный промежуток времени, для того чтобы дать возможность молодому царю в расцвете жизненных сил поддерживать царство в состоянии процветания".
Во всяком случае, когда царя бьют по морде и шлёпают по заднице, - это хорошо и для самого царя, и для всего царства. Это значит, что царь — не тиран и не самодур, а его правление — не диктатура. Это ещё полезно и в том отношении, что, по словам У. Черчилля "правительство никогда не работает с такой пользой для страны и народа, как под угрозой смертельной опасности" (я не помню точный перевод, но смысл примерно такой).
Комментариев нет:
Отправить комментарий