В исторической литературе, там и сям, встречаются упоминания о том, что в древних восточных обществах царей убивали по истечении какого-то определённого срока. Кажется, последней по времени "отрыжкой" этого старинного обычая было ритуальное жертвоприношение хазарских каганов.
Мне интересен сам "механизм" этих жертвоприношений. Об этом ничего не пишется. Но я попытаюсь разобраться в этом, насколько возможно.
Про хазарских каганов сообщают, что их, перед тем как посадить на трон, душили верёвкой. Когда каган уже терял сознание от удушья, у него спрашивали, сколько лет он будет сидеть на троне, и он что-то там хрипел, называл какую-то цифру. По истечении этой цифры его убивали.
Тут сразу надо сказать, что у средневековых хазар существовало т. наз. "разделение властей": каган был сакральной фигурой, а бек был публичной фигурой. Примерно как в шахматах: король и ферзь. Как ферзь намного сильнее короля, так и бек был сильнее кагана. Вполне возможно, что именно люди бека "утилизировали" кагана.
Может быть, примерно такое же "разделение властей" имело место быть и в древних ближневосточных обществах?
Д. Фрэзер просто говорит, что "в семитском культе царь города часто играл роль умирающего бога и переносил смерть от рук своего народа". Сказать-то можно всё что угодно, но как он себе это представляет? Допустим, вломились во дворец какие-то люди, схватили царя и сделали ему "секир-башку". А где же армия, царская дружина, личная охрана?
Стивен Лэнгдон в своей монографии "Таммуз и Иштар" (М: «Касталия», 2019, с. 33) приводит отрывок из одной литургии культа Таммуза в Исине, столице одной из шумерских
династий, и в этой литургии названы, по крайней мере, пять царей, о которых говорится
как о спящих:
"Повелитель Идин-Даган спит,
И сады сами прекращают (свой рост).
Город (рыдает) по Ишме-Дагану, который покоится,
И сады сами удержвают (свои плоды).
Город (плачет) по Либит-Иштар, который спит.
Город (плачет) по Ур-Нинибу, который спит.
Город плачет по Бур-Сину, который спит.
Сильный юноша в земле плача".
"Этот отрывок очевидно указывает на царей, которые в те дни играли роль Таммуза в мистерии этого культа. Они, как Таммуз, умирали ради жизни своих городов", - так комментирует этот отрывок Стивен Лэнгдон.
Неувязочка заключается в том, что в мистерии люди умирают не буквально, а метафорически. Да, Иисус Христос умер распятым на кресте, а перед Своей смертью призывал Своих учеников следовать за Ним, буквально заявив: " кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф. 10:38). Но это же не значит, что нужно буквально распять себя на кресте. Хотя ап. Павел сказал о себе: "я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос", - мы точно знаем, что на кресте он не висел.
Так что, смерть шумеро-вавилонских царей никак не связана с мистериями. Обряды инициации тоже все пропитаны символикой смерти, но там реально никого не убивают.
Тут, на самом деле, всё очень сложно и неоднозначно. Несмотря на множество кривотолков и отсутствие ясных свидетельств, я всё же склонен с признанию цареубийсва как вполне возможного ритуала в некоторых древневосточных обществах. Интересно, что Иисус Христос тоже был распят кресте под табличкой с надписью "Царь Иудейский".
Комментариев нет:
Отправить комментарий