16 марта 2022

Всё познаётся в сравнении.

"Один из самых распространённых титулов Таммуза - это d.КA-DI, часто дополняемый фразой i-de-sub-ba (sa аnа pani banu), «тот, кто сияет лицом»", - говорит Стивен Лэнгдон в своей монографии "Таммуз и Иштар" (М: «Касталия», 2019, с. 24). 

Это интересно. Тут сразу вспоминается преображение Иисуса Христа. Синоптические Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1), а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). 

И здесь я продолжу тему, начатую в статье "Путь червя". Там я говорил о "страстях" Аттиса. Эти "страсти" я связал с мужскими посвящениями в культе Кибелы и в других аналогичных культах. Очевидно, такого рода инициации имели место быть в матриархальных обществах Ближнего Востока и Старой Европы.

Ну, а что же насчёт женской половины общества? 

Мне кажется, тут опять может помочь евангельская аналогия.

Снятие с креста. В. Перов. 1878 г.

Кто-то сказал про Деву Марию, что, может быть, ей, стоящей у креста, было больнее, чем её Сыну, висящему на кресте. Вот она - женская инициация! Она заключается в сострадании, сочувствии, сопереживании. И такого рода страдания производят не меньшие сдвиги и перевороты сознания, чем мужские кровавые инициации "на кресте". 

Стивен Лэнгдон пишет: "Характерна [для культа Таммуза] фигура одинокой матери, странствующей по бесплодным полям, по опустевшим овчарням, или сидящей в своём храме, оплакивая утраченного сына и любовника".

Ну, а зачем они нужны, эти перевороты сознания, я думаю, никому объяснять не надо. Дело в том, что люди, избавленные от страданий, очень быстро теряют и чувство сострадания. Я тут сейчас не стану заострять внимание на этих людях, которых развелось чрезвычайно много и в Европе, и в России. Д. Мережковский ещё в 1906 году уподобил их безликой "паюсной икре, сжатой из мириад мещанской мелкоты". Увы, путь человечества вовсе не однонаправлен исключительно вверх, к развитию и прогрессу. История духа постоянно обнаруживает явления регресса. Летописи мира знают немало эпох, когда культура и нравственность приходили к самому жалкому вырождению. 

И ещё нечто очень-очень важное открылось мне сегодня. Опять же, при сравнении культа Таммуза с христианством.

Я уже многократно обращался к загадочной теме божественного андрогинизма. Поначалу я придерживался мнения, что боги-андрогины появились сравнительно поздно по историческим меркам, лишь в эпоху патриархального переворота. Но затем, прислушавшись к мнению М. Гимбутас и под напором множества археологических свидетельтв, я изменил свою точку зрения.

Глядя на православные иконы с изображением Богородицы, мы чётко отделяем Деву Марию от Иисуса Христа. А если взглянуть, например, на эту древнюю языческую "мадонну" Ханаана (ок. 1470-1300 год до н.э.) и не проводить разделение?


То есть, попытаться увидеть здесь не два божества, а - одно. Тогда сразу же становится понятным, почему Аттис, Адонис и Таммуз не имели своих собственных храмов. Потому что Таммуз - это часть божества, мужская часть андрогинного божества. Вот это очень важно иметь в виду. И может быть в "богородичном" православии, да и в католическом культе Девы Марии мы видим восстановление этого древнейшего архетипа. 

Исходя из "непознаваемости" Бога человеческим умом, Его можно представить себе и в качестве Двоицы. Великий русский философ Василий Розанов пишет: "Первая строчка книги Бытия: "В начале сотворил Бог" (евр. "бара Элохим") имеет сказуемое ("бара") в единственном числе, а подлежащее ("Элохим") - к преткновению всех богословов - не в единственном, а во множественном числе (ед. число - "Эллоах"; ср. арабское - "Аллах"). Загадкою филологическою разрешается загадка метафизическая: "бара Элохим", очевидно, нужно перевести "сотворила Чета" (мистическая "Двоица" Пифагора)".

Исида и Гор

Комментариев нет:

Отправить комментарий