Агни Огнева пишет:
"В [матриархальной] древности младший сын являлся хранителем семейных традиций,
тогда как старшие братья обычно уходили жить [в семьи своих жён] . Но с
возникновением отцовского (патриархального) права, ситуация изменилась и
наследство в семье стали получать именно старшие сыновья. Так, младший
сын становится обиженным и обделённым; не зря же началом многих сказок
является смерть отца семейства и раздел имущества, при котором всё
получают старшие, а младшему не достаётся ничего.
С этого момента и начинается его "путь героя", хранителя родовых начал, тогда как его старшие братья, наоборот, часто являются их разрушителями. Так, образ младшего сына представляет собой идеал добродетельного человека, - он бескорыстен, доверчив, почтителен к старшим. Во время испытаний, ему помогают духи и животные. Матриархальный родовой строй был связан с представлениями о животных-тотемах - родоначальниках и покровителях первобытных родов. Поэтому в сказках, где сохранились наиболее древние представления, все мифологические персонажи - животные, обладающие волшебными качествами, часто выступают в качестве его помощников" (Источник).
Р. Назиров в статье "Женоподобие шамана и жреца" продолжает:
"Несомненно, сказки о Золушке и других гонимых падчерицах составляют яркую параллель к архаическим сказкам о гонимом младшем сыне.
Для сказок о мачехе и падчерице характерна помощь героине не со стороны тотемного животного или покойного отца (отец в сказке никогда не помогает своей дочери и покорно, хотя и с сокрушённым сердцем выполняет злую волю мачехи), а со стороны духа покойной матери.
Для народов Европы и Азии, у которых огромное значение матриархата в прошлом не подвергается сомнению, более архаическим является мотив покровительства покойной матери. Одновременно она была и духом домашнего очага. «Не случайно, — говорит академик А. П. Окладников, — женские статуэтки в палеолите нередко находятся около очага, а в этнографии дух — хозяин очага — имеет женский облик».
В палеолите сохранение огня было функцией женщины. Поэтому и огонь в эпоху матриархата (а иногда, как видно, и в более позднюю эпоху) мыслился существом женского рода; в Средние века духом огня считалась саламандра. У многих народов-огнепоклонников жрицами вечного огня были только женщины. Но дело не ограничивается культом огня.
Первоначально только женщины выполняли все жреческие и гадательные функции. Пережитки этой всемирной стадии по сей день сохраняются во всём мире. Невозможно перечислить всех ведьм, колдуний, иудейских пророчиц, античный пифий и сивилл, современных гадалок и т. п. У такого патриархального народа, каким были древние евреи, женское шаманство было гораздо старше мужского жречества, и следов этого в Библии немало, например, образ великой пророчицы Деборы. Аэндорская волшебница по просьбе царя Саула вызвала дух пророка Самуила, и тот предсказал царю поражение в предстоящей битве. Как это некромантическое «действо» совершалось на практике, мы видели воочию в японском кинофильме «Расёмон» (режиссер Акиро Куросава), где чревовещательница заклинает дух убитого самурая и, говоря его голосом, повествует историю его гибели. Эти волшебницы служили связующим звеном между миром живых и миром мёртвых, ибо к хранительнице очага благоволят души предков".
Комментариев нет:
Отправить комментарий