Л. А. Файнберг уверен, что вплоть до конца XIX века у эскимосов были матрилокальные браки. Только к 1920-м годам у них произошёл окончательный переход к бракам патрилокальным. Точнее говоря, "к 1920 г. обычай матрилокальных браков у них сменился переходной формой, когда брак мог быть в равной мере матри- и патрилокальным. На Аляске, где родовой строй или его пережитки были в конце XIX — начале XX в. значительно сильнее, чем на севере Канады, они способствовали более устойчивому сохранению матрилокальных браков, а также других пережитков материнско-родовых отношений в браке; в ещё большей мере эти отношения, конечно, сохранялись в более раннее время, в начале XIX в. Так, по сообщениям Г. И. Давыдова и Ю. Ф. Лисянского, для эскимосов острова Кадьяк в начале XIX в. был характерен брак за отработку, исторически обычно связываемый с матрилокальностью. По окончании срока отработки жена иногда переезжала к мужу, но большей частью брак продолжал оставаться матрилокальным. Ю. Ф. Лисянский, побывавший на Кадьяке в начале прошлого века во время кругосветного путешествия на корабле «Нева», замечает по этому поводу: «Мужья почти все живут у жениных родственников, хотя иногда ездят гостить и к своим».
Особо подчеркнём, что на брак требовалось согласие не только родителей девушки, но и её самой, и, как говорит Г. И. Давыдов, «даже не мужья жён, но жёны выбирают себе мужей». Зять был обязан всегда заботиться о своём тесте и кормить его, поэтому кадьякцы предпочитали иметь не сыновей, а дочерей. Как отмечает Г. И. Давыдов, «коняга считает себя довольным, когда имеет дочерей, а не сыновей, ибо они по женитьбе могут оставить его, зять же обязан доставлять всегда тестю прокормление». Вероятно, в период преобладания матрилокальности все эскимосы предпочитали иметь не сыновей, которые потом всё равно уходили в род и семью своей жены, а дочерей, приводивших к себе в семью мужчин-охотников. Когда же и там, где матрилокальность наиболее рано стала сменяться патрилокальностью, эскимосы стали предпочитать мальчиков девочкам, о чем свидетельствуют соответствующие наблюдения этнографов XX в. Д. Дженнеса, К. Расмуссена и других. И, очевидно, тогда же возник обычай убивать новорожденных девочек" (Цит. по: "Общественный строй эскимосов и алеутов", с. 181-182).
От себя добавлю, что, по всей видимости, переход к патрилокальным бракам у эскимосов был связан с появлением в их среде денег. Когда у меня есть деньги и я могу купить на них всё что угодно, никто мне не нужен и плевать я хотел на всех. И зачем мне отрабатывать у тестя, если я могу купить жену, заплатив ему калым? И к чему мне "подстраиваться" под него, если я сам себе - господин, царь и бог?
До появления денег сама девушка являлась высшей ценностью, которую надо "заработать"; при появлении денег высшей ценностью стал "золотой телец", а всё остальное, в том числе и родственные связи, упало в цене. Это хорошо заметно по нашему современному обществу, - оно в высшей степени "атомизировано". Чем беднее люди, тем более они ценят родственные связи, и наоборот - чем богаче, тем они более независимы от рода. Имея деньги, можно и дураком прожить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий