Laura Shannon в статье "Language of the Goddess in Balkan Women’s Circle Dance" обращает внимание на женские ритуальные танцы.
Adrienne Stein. «Канун дня святого Иоанна» |
Она справедливо замечает, что существуют "мужские" и "женские" танцы. Мужские танцы, как правило, соревновательные. Женские танцы, наоборот, лишены соревновательного духа [1]. Все движения в них - простые и лёгкие, так что эти танцы доступны абсолютно всем, даже детям. В "женском" танце главное - не победа, а участие. В "женском" танце, точнее говоря - в хороводе, осуществляется, во-первых, инкорпорация всех членов общины в единое "тело", и, во-вторых, в центре круга образуется священное пространство, а свято место, как известно, пусто не бывает.
"Круги танцующих фигур - чаще всего женских - изображались на протяжении тысячелетий в наскальной живописи и фрагментах керамики в Европе и на Ближнем Востоке. Изображения танцующих женщин появляются уже уже в 14 000-12 000 гг. до н.э., с заметным изобилием в период с 7 000 до 4 000 гг. до н.э, что полностью совпадает с распространением сельского хозяйства", - говорит Laura Shannon.
Я к этому добавлю, что хоровод по сути тождествен такому средневековому эпосу о рыцарях Круглого стола короля Артура.
Кстати, очень часто и Тайная вечеря Иисуса Христа с апостоломи также изображается за круглым столом.
Идея тут вполне прозрачна и понятна: за круглым столом все равны.
Эта сакральная эгалитарность резко контрастирует с описанием "царя русов" у Ибн-Фадлана:
"…Один из обычаев царя русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников, причём находящиеся у него надёжные люди из их числа умирают при его смерти и бывают убиты из-за него. ..Кстати, примерно та же картина наблюдается и в Хазарском каганате, где каган-"король" был сакральным лицом, не выходившим из дворца и жившим в окружении молоденьких девушек, а визирем-"ферзём" являлся бек, что-то типа Бориса Джонсона при королеве Елизавете II.
Эти четыреста [мужей] сидят, а ночью спят у подножия его ложа. А ложе его огромно и инкрустировано драгоценными самоцветами. И с ним сидят на этом ложе сорок девушек для его постели. Иногда он пользуется как наложницей одной из них в присутствии своих сподвижников, о которых мы [выше] упомянули. И этот поступок они не считают постыдным. Он не спускается со своего ложа, так что если он захочет удовлетворить некую потребность, то удовлетворит её в таз, а если он захочет поехать верхом, то он подведёт свою лошадь к ложу таким образом, что сядет на неё верхом с него, а если [он захочет] сойти [с лошади], то он подведёт свою лошадь настолько [близко], чтобы сойти со своей лошади на него. И он не имеет никакого другого дела, кроме как сочетаться [с девушками], пить и предаваться развлечениям. У него есть заместитель, который командует войсками, нападает на врагов и замещает его у его подданных…".
Надо полагать, что в эгалитарном обществе Старой Европы хоровод должен был выполнять системообразующую роль. То есть, хоровод задавал тот cantus firmus, тот лейтмотив, который был "краеугольным камнем" структурирования всего общества. Кажется, государственная "вертикаль власти" должна была бороться с хороводами, как в XVIII веке английские власти боролись с игрой на волынке.
---------------------------------------------------------------
[1] В этом смысле современный балет, созданный мужчинами, изобилует всевозможными "антраша" и другими сложнейшими прыжками. Конечно, балет - "мужской" танец, хотя там наряду с балерунами танцуют и балерины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий