А. Бебель в своей монографии "Женщина и социализм" мимоходом упоминает европейских цыган второй половины XIX века:
"Доктор Генрих Ф. Влислокки, который несколько лет жил среди зибенбургских цыган и даже был усыновлён одним из их племён, рассказывает, что из четырех цыганских племён, среди которых он жил, сохранивших в то время ещё древнюю организацию, в двух — Ашани и Чале — господствовало ещё наследование по матери. Если бродячий цыган женится, то вступает в род своей жены, ведущей весь дом в цыганской семье. Наличное имущество есть собственность жены, а значит, её рода; муж — человек чуждый. А по праву наследования по матери и дети остаются в её роде".
gipsylilya в статье "Цыгане-мадьяры: единственные цыгане с матриархатом" рассказывает, что австро-венгерская императрица Мария-Терезия пыталась ассимилировать цыган, но из её затеи ничего не получилось. Она хотела сделать цыган венграми, но "в результате уже через несколько десятилетий Австро-Венгрия имела огромное количество крайне нищих, грудящихся в трущобах людей без особо заметной системы ценностей, без традиций, присущих какому-либо из народов империи, говорящих по-венгерски, но так и не ставших венграми."
"Большая часть из них так и живёт в нищете и в наше время. Их можно найти
не только в Венгрии, но и на западе Украины, где они кучкуются в
посёлках из страшного вида лачуг. Некоторые из них, прежде бывшие
чернорабочими, сейчас перестали работать вообще и живут за счёт своих
жён, а те преимущественно просят на улицах. С этим бизнесом они навещают
Россию; их часто можно видеть в Москве. Чтобы чувствовать себя более
уютно, мадьярки берут с собой детей и мужей. Как правило, несколько
семей разбивают палаточный лагерь где-нибудь в глуши.
В силу
экономической самостоятельности женщин и зависимости от них мужчин в
мадьярских таборах фактически царит матриархат. Цель каждого юноши с
самых младых ногтей – заарканить себе жёнушку подобычливей. В связи с
этим он тренируется в трёх видах искусства, способных привлечь женщину:
борьба (чтобы привлекать как защитник), танцы (чтобы развлекать и
намекать ладными движениями тела на третье умение) и, наконец, секс.
Девушка, в свою очередь, придирчиво рассматривает потенциальных мужей,
их фигуру, их умение драться и танцевать, и тщательно пробует
приглянувшихся в постели, выбирая в конце концов самого бойкого в этих
отношениях.
В результате своего фактически гаремного положения мадьярские мужики своим жёнам смотрят в рот, хотя и позволяя себе капризничать, когда чувствуют, что им ничего не будет. Браки у мадьяров обычно не очень прочные: женщина запросто может заявить, что избранник слишком потолстел или плохо выполняет обязанности."
Насколько я знаю, нечто подобное существует и во многих афро-американских семьях. Я об этом говорил в заметке "Матрифокальные семьи афро-американцев".
В общем, мужик без денег, как без воды: "и не туды, и не сюды". Мужик-"патриарх" без денег немыслим. Как поёт Вилли Токарев,
Деньги — грязь, но без них никуда,
Чтобы жить уракагану привольно,
Деньги должен иметь он всегда.
Отсюда, в принципе, понятен и "советский матриархат":
Все жили вровень, скромно так —
Система коридорная:
На тридцать восемь комнаток —
Всего одна уборная (В. Высоцкий).
типичная советская коммунальная кухня |
СССР. На кухне в коммуналке, 1970-е гг. |
Когда денег нет, чем мужику привлечь к себе внимание женского пола? Песнями да плясками, как у цыган. Не отсюда ли возникла русская поговорка «Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поёт»? И не потому ли в Чатал-Хююке танцевали буквально "до упаду"? (см. Больные не играют) Я, кстати, написал серию заметок под общим названием "При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат", так как давно уже подметил связку патриархата и Маммоны. Не Зевс и не Юпитер, а Маммона — главный "бог" всех патриархов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий