Психолог Уинтроп Келлог в 1931 году воспитывал своего сына вместе с шимпанзе, как брата и сестру. И всерьёз хотел социализировать шимпанзе и научить её говорить. Шимпанзе одевали, как младенца: сначала в пелёнки, а затем в комбинезон. Её катали в коляске, усаживали на стульчик, она спала в кроватке, и её целовали на ночь. Шимпанзе учили тем же вещам, которым любящие родители учили бы маленькую девочку.
Гуа развивалась гораздо быстрее, чем мальчик. Особенно быстро развивалась в двигательных навыках - лазании и прыжках. Она научилась есть ложкой, пить из стакана и открывать двери раньше своего "сводного брата".
Шимпанзе быстрее человеческого ребёнка научилась есть ложкой. Но
человеческая речь ей так и не далась
В отчёте об этом эксперименте доктора Келлога и его жены было указано, что животное может в значительной степени социализироваться путём дрессировки и общения с людьми. Однако, учёный отметил, что "существуют определённые пределы степени гуманизации для нечеловеческих видов. Независимо от количества социализирующих и гуманизирующих воздействий".
Этот эксперимент напомнил мне про повесть "Собачье сердце" Михаила Булгакова, написанную им в 1925 году. Там доктор Преображенский хотел социализировать пса, но у него тоже ничего не получилось из этой затеи.
Я вижу два совершенно непреодолимых препятствия на пути "очеловечивания" животных.
1. Язык. И дело здесь не в гортани и не в голосовых связках, - в конце концов, есть ведь и язык глухонемых, можно ведь изъясняться и "на пальцах". Но любой язык — это набор символов, и у человека есть абстрактное мышление, мышление на уровне символов, а у обезьяны его нет. Человек понимает, что набор из двух символов "м" и "а" означает "мама", самое родное и близкое ему существо, а обезьяна этого не понимает, сколько ни показывай ей эти буквы.
Далее, из языка вытекает традиция (кстати, и сам язык является самой древней и самой мощной из всех традиций), традиция как форма передачи знания из поколения в поколение. Даже если допустить, что шимпанзе Гуа успешно социализовалась бы в семье учёного, то как без языка она смогла бы передать своим потомкам усвоенные ею знания и навыки? Всё это умерло бы вместе с нею.
2. Мораль. Одних знаний маловато. Это осознал академик Сахаров: люди создали атомное оружие, но без высоконравственного поведения это оружие угробит человечество. Психолог Уинтроп Келлог прервал свой эксперимент именно по моральным соображениям: на каком-то этапе он осознал, что шимпанзе, физически намного более сильная, чем её "сводный брат", просто раздавит ему грудную клетку в своих объятиях или что-нибудь в этом роде. Внушить мораль обезьяне так же невозможно, как научить её языку.
Понятное дело, что никакие гены не переносят язык и мораль от родителей к детям. Это всё передаётся (или не передаётся) культурой. Но вот вопрос: откуда же получили навыки культурного поведения первые люди? Обычно люди отвечают на этот вопрос шуткой, мол, рептилоиды научили людей, потому что серьёзно люди ответить на этот вопрос не могут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий