Л. А. Файнберг в монографии "Общественный строй эскимосов и алеутов" сообщает (с. 131):
"У многих групп эскимосов Аляски и прилегающих островов, а также у центральных эскимосов был распространён обычай раздавать первую добычу молодого охотника или первую добычу в новом охотничьем сезоне как можно большему числу людей, желательно — всем членам общины охотника. Например, К. Расмуссен отмечает, что у эскимосов-нетсилик первую добычу юноши должно поесть как можно большее количество его односельчан, шкура также делится между максимальным числом людей. У медных эскимосов первого тюленя, добытого юношей, свежуют все женщины селения и каждая берёт себе по куску мяса. Мать охотника присутствует при этом, но она может взять себе лишь голову тюленя. Первая добыча юноши должна быть съедена всеми членами общины. В некоторых местах в Западной Гренландии первый морж или белый кит, добытый в новом охотничьем сезоне, весь делится между общинниками. В Восточной Гренландии первый большой бородатый тюлень, добытый в новом сезоне, по свидетельству Г. Холма, делится между всеми, и даже люди из других селений получают долю от него. У эскимосов-юналит на Аляске первый олень, тюлень, белый кит или другое крупное животное, убитое юношей, приносится в деревню и здесь один из стариков режет его и делит среди односельчан, не оставляя ни кусочка для молодого охотника. У эскимосов, живущих на берегу Аляски, напротив острова Диомида, юноша, впервые поймавший бородатого тюленя, должен раздать его целиком".
"Все эти обычаи, - говорит Л. А. Файнберг, - представляют собой пережиток того времени, когда добыча не только первая, но любая принадлежала всей общине".
Если община представляла собой "большую семью", линидж, род, то здесь всё понятно, - в хороших семьях именно так и поступают.
Но здесь, очевидно, имеется и ещё одна причина для потлача по-эскимосски. Дело в том, что базовой основой нормального человеческого общежития является справедливость. Она является "краеугольным камнем" любого социального строения. В этом смысле, справедливость можно сопоставить с идолом, которому требуется приносить жертвы. И, судя по всему, эскимосские охотники хорошо это понимали (или чувствовали). "У эскимосов Аляски, когда охотник впервые в новом каяке убивает тюленя, его жена грузит маленькие санки хорошей едой: мясом и рыбой, едет от дома к дому и оделяет всех вдов и сирот".
"В 1880-х годах в тех районах Аляски, где имущественное расслоение на основе охоты на китов и торговли зашло наиболее далеко, появились богатые люди, которые не хотели раздавать своё имущество односельчанам и постоянно делать им подарки. Э. Нельсон пишет об этом следующее: «Обычно наиболее ловкий человек в каждой деревне собирает несколько сот долларов собственности и становится признанным руководителем среди своих товарищей... Эскимосы очень завистливо относятся ко всякому, кто накопил много собственности, и поэтому эти богатые люди, чтобы сохранить хорошее отношение односельчан к себе, вынуждены быть очень щедрыми с членами своей общины и так создавать группу зависимых от себя лиц. Они устраивают маленькие праздники, на которых распределяют пищу и другие подарки, чтобы люди понимали, что это в их интересах помогать богатому человеку в его попытках стать руководителем, что это всем им полезно.
Если же удачливый торговец собирает собственность и пищу, но известен тем, что он старается только ради своего собственного обогащения и не заботится о своих соседях - односельчанах, то он становится предметом зависти и ненависти, и кончается это одним из двух: или односельчане заставляют его устроить праздник и распределить своё имущество, или они могут убить его и разделить его собственность между собой. В первом случае богач должен раздать всё своё имущество на принудительном празднике и впредь оставить надежду снова разбогатеть под страхом смерти. Если же его убивают, вся его собственность распределяется между односельчанами. При этом совершенно не считаются с интересами семьи убитого, она ничего не получает и остаётся на милость соседей» ".
Итак, что мы тут видим? Община силой настаивает на соблюдении справедливости. Богатые же пока ещё не имеют аппарата подавления, который мог бы защищать их от воли общины.
Отсюда вытекает, что государство, как аппарат подавления, возникает и существует для поддержания несправедливых, "неравновесных" общественных отношений. Когда "неравновесие" между бедными и богатыми "зашкаливает", появляется восстание Спартака и рабы режут господ, то есть в массовой форме происходит то же самое, что у эскимосов случается на индивидуальном уровне. А почему это происходит? Да потому что богатые люди не приносят жертвы на алтарь справедливости.
Кажется, русская ревоюция 1917 года произошла по эскимосскому сценарию.
Февральская революция |
Комментариев нет:
Отправить комментарий