Ф. Ф. Зелинский приводит пару "нестыковок", которые свидетельствуют против отождествления Деметры с Матерью-Землёй.
"В мифе Земля выступает, скорее, как противница Деметры: это она производит, «угождая Аиду», тот волшебный нарцисс, обладание которым отдаёт Кору похитителю. Земледельческий же характер культа заставлял видеть в Деметре богиню хлебопашества, т. е. той человеческой деятельности, которая насиловала Мать-Землю, заставляя её против своей воли служить человеку своими дарами".
Да, для цветов, для того же нарцисса, Земля — богиня, потому что приходит весна и из земли появляются цветы, те же самые цветы, например полевые ромашки, какие росли в поле год назад. И нет никакой трагедии, потому что всё возвращается на круги своя. Нет печали о прошлогодних ромашках, потому что точь-в-точь такие же ромашки растут и ныне, и присно, и во веки веков.
Земля не воскрешает людей так же, как она воскрешает цветы. Уже в древности не верили в воскрешающую силу Земли, и хоронили людей в каменных ящиках (дольменах) или в сосудах типа пифоса, чтобы тело умершего не соприкасалось с землёй. В Чатал-Хююке, насколько мы знаем, тела покойников выставляли на съедение грифам-стервятникам, - а ведь там была самая, что ни на есть, матриархальная религия, матриархальнее не бывает. И вот, мы видим, что не очень-то там доверялись земле.
Кажется, я уже стал несколько иначе рассматривать концепцию Ариэля Голана о "чёрном боге", находящемся в недрах Земли (см. начало моих размышлизмов в записи "Чёрный бог": анализ мифологемы). Ну, что-ж? Все реки рекут, и мои представления тоже меняются со временем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий