Иероглиф, обозначающий “фамилию”, - СИН (рис. 1). С правой стороны у нас есть иероглиф, обозначающий ”рождение". С левой стороны иероглиф, обозначающий “женщина”. Смысл в том, что женщина даёт ребёнку семейное (=родовое) имя.
Рис. 1. Иероглиф "фамилия" |
Как объясняют этимологи, это происходит из тех времён, когда Китай был матриархальным родовым обществом и детей называли по роду их матерей. Примечательно, что двадцать процентов китайских фамилий сегодня всё ещё имеют женский корень [1], а это означает, что если мы проследим их семейную линию достаточно далеко назад, то увидим переход к матриархальным родословиям [2].
В статье "Matriarchal China and Its Downfall" говорится о древней войне между двумя формами земледелия. Архаичное подсечно-огневое земледелие предполагало постоянные миграции матриархальных земледельцев. Это было несовместимо с патриархальным сельским хозяйством, которое предполагало осёдлое население с системой водоканалов для поливного земледелия. Патриархальные земледельцы были небольшой, сплочённой и однородной группой "государственников", в отличие от матриархальных "анархистов", которые представляли буквально сотни языков и культур. Автор условно именует матриархальных земледельцев "даосами", а патриархальных - "конфуцианцами". Первые культивировали коммунальные формы собственности, у вторых появилась частная совственность.
Матриархаты контролировали обширную территорию джунглей вдоль прибрежной равнины, которая была непригодна для патриархального земледелия. Патриархаты правили на возвышенностях, где их опыт в ирригации для обеспечения почвы водой и питательными веществами был наиболее эффективным. Но взгляд на современную карту Китая не объясняет всей истории. Потому что карта Китая сегодняшняя резко отличается от карты Китая всего несколько тысяч лет назад.
Ну и затем автор статьи рисует совершенно фантастическую картину, как патриархальные земледельцы якобы совершили "крупнейшее массовое убийство в истории планеты" путём отвода девяти крупнейших рек Китая в
густонаселённую область матриархальных кланов. "Таким образом, в течение нескольких дней невообразимого хаоса доминирующие матриархальные кланы древнего Китая были сметены в море, и баланс сил перешёл к патриархальным кланам. И так закончилась власть матриархальных кланов Китая".
Это, конечно, знакомая всем нам фолк-хистори. Начало было хорошее, а конец - дурной.
Впрочем, у автора статьи местами складно получается. Он говорит, что на месте Восточно-Китайского моря в позднем плейстоцене была суша, а остров Тайвань представлял собой группу гор, возвышающихся над широкой равниной.
Известно, что племена аборигенов Тайваня вплоть до Нового времени придерживались матриархата. Автор статьи полагает, что это были "последние из могикан" матриархальных земледельцев Китая.
По-моему, эта фолк-хистори представляет собой попытку объяснения "политики двух Китаев" как противостояния патриархального (континентального) и матриархального (островного) Китаев.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Early China, 1983, p.341.
[2] Kwang-Chih Chang, 1968, p.163. A male was known by the name of his town or his SHIH, but a female was known by the name of her clan (during the Shang).
Комментариев нет:
Отправить комментарий