Греки-ахейцы, покорив земли Эллады, не были культуртрегерами, они не принесли с собой культуру. Очевидно, ахейское общество представляло собой аналог позднейшей татарской орды, а ордынцы, как мы знаем, собственно-ордынского культурного наследия после себя не оставили. Их столицу — Сарай — строили зодчие, которых татарам удалось "заарканить" в Хорезме. Таким же образом ахейцы использовали строителей из числа местных пеласгов и жителей Крита для сооружения своих храмов и дворцов. Крито-минойский стиль этих построек сразу бросается в глаза.
Тронный зал мегарона в Микенах. Реконструкция. (R. Castleden. The Mycenaeans. London: Routledge, 2005. P. 174)
Этот тронный зал удивительно напоминает трёхчастные крито-минойские святилища. В Пилосе сохранилась живопись тронного зала, как и в Кноссе.
Фреска из дворца Нестора. Пилос Грифон. Фреска из «Тронного зала» дворца в Кноссе
"Но всё это, в отличие от Кносса, закрыто. В Кноссе тронный зал открыт, дворец не имеет стен, в него можно войти. Наверное, там была какая-то охрана, но, по крайней мере, он не был отсечён от мира. А здесь те же сюжеты, но в отсечённом от мира пространстве", - говорит проф. А. Зубов в Лекции 72 "Религия микенского мира".
Я не могу себе представить религиозных головорезов, тем более поклоняющихся божествам покорённых племён. Другое дело — местные женщины, которые "по старинке" и по традиции продолжали исполнять культы своих предков. Скорее всего, именно для них и строились все эти копии древних святилищ. Но, что очень важно, - строились они внутри цитаделей царей-ванаксов, дабы "освящать" царскую власть. Для этой же цели "утилизировались" и служительницы Богини. А. Зубов подчёркивает, что потния – это и Великая Богиня, и супруга царя. Наверно имелось в виду, что царь находился как бы "под юбкой" у Богини, и она простирала свой "покров", свой омофор над его царством. Таким образом, всякий восставший против царя приравнивался к богопротивнику.
Комментариев нет:
Отправить комментарий