29 июля 2025

Цари "под каблуком" у Инанны?

Хайде Гёттнер-Абендрот в своей монографии "The Goddess And Her Heros" указывает на один интересный аспект священного брака в Шумере (стр. 64):

"The king was trapped in a cave in the mountains, and like Dumuzi, was forced to remain in this "Underworld" until the Goddess-high priestess returned to free him. This was considered to be an act of birth (as in Crete). What followed was a triumphant procession and theatrical rendering of a cosmic fight depicting the battle between Tammuz-Marduk and Tiamat. Here we encounter, without doubt, the origin of the theater". 

"Царя запирали в горной пещере и он, подобно Думузи, был вынужден оставаться в этой «Преисподней» до тех пор, пока верховная жрица Богини не возвращалась, чтобы освободить его. Это считалось актом нового рождения (как на Крите). За этим следовало триумфальное шествие и театральное представление космической битвы, изображающее битву Таммуза-Мардука и Тиамат. Здесь мы, без сомнения, сталкиваемся с зарождением театра".

Про ритуальную битву Мардука и Тиамат я слышал [1], а вот про царя в подземелье слышу в первый раз. Но мне нравится этот нарратив. Говорят, царь вавилонский ежегодно временно сводился со своего престола для суда над ним. Царь входил в храм - зиккурат и складывал перед идолом бога Мардука все знаки своей власти. Затем он отдавал богу отчёт о делах прошедшего года и каялся в своих грехах. При этом верховный жрец больно ударял его по лицу, напоминая ему о необходимости соблюдать все религиозные традиции.

Запереть царя в пещере, как внутри дольмена, - это из той же пьесы, но ещё круче. 

Между прочим, Инанна имела свои скипетры власти, подобно богиням на Крите и в Египте.

Изображение жезлов Инанны на вазе из Урука (ок. 3100-3000 до Р.Х.).

Проф. А. Зубов говорит, что её жезл, который очень напоминает епископский жезл, закрученный на конце, встречается в IV тысячелетии повсеместно.

Богиня Инанна с атрибутами божественности. Булава в руке Инанны фланкируется головами львов. Глиняная табличка из частного дома. Период династии Исина-Ларсы – Старовавилонский (2000-1600 до Р.Х.).

Для сравнения:

Изображения Адад-Ишкура [2] конца третьего тысячелетия до н.э.

В общем, несмотря на патриархальное окружение ("с волками жить — по-волчьи выть"), Инанна-Иштар сохранила атрибуты власти. Самое интересный аспект этой власти представляют её взаимоотношения с царями шумерскими, а потом и вавилонскими. Царей, конечно, надо контролировать, ибо когда царь превращается в самодура (= "самодержца"), тогда пиши: всё пропало.   

----------------------------------------------------------------------

[1] См.: Культура Вавилона (5).

[2] Адад (Адду на аккадском), Ишкур на шумерском — бог бури, грома, ветра, дождя в шумеро-аккадской мифологии.     

Комментариев нет:

Отправить комментарий