30 апреля 2023

Софокл как "луч света в тёмном царстве".

"Элевсинские таинства, прикреплённые к аттическому городу Элевсину на Саронском заливе, были в своей основе таинствами возрождающегося хлеба: как погружённое в борозду земли зерно не погибнет, а после некоторого пребывания под её покровом воскреснет, так воскреснет и душа опущенного в лоно земли человека.

Своё выражение нашло это учение в мифе: дочь Деметры Кора была похищена царём преисподней, её мать после долгих страдальческих скитаний открыла её местопребывание и достигла того, что её дочь была ей временно возвращена, проводя треть года у своего супруга и две трети с ней. Достигла она этого своей материнской любовью; любовь и жажда воссоединения с утраченными, а вовсе не мнимый эгоизм жизнелюбивой особи, была в античной религии вдохновительницей учителей бессмертия души.

Кора вследствие своего похищения познала тайны подземного мира; познав их, она открыла их матери. Они знают, как человек может обеспечить себе «лучшую участь» на том свете; и любя людей, они согласились уделить своего знания также и им. Для этого и основали они свои таинства в том самом Элевсине, где впервые заколосились зелёные нивы в силу другого благодеяния, оказанного человечеству той же Деметрой. Сюда отныне стекаются посвящённые — из Элевсина, из Аттики, со всей Эллады; мужчины, женщины, богатые, бедные, свободные, рабы — перед богинями все равны", - сообщает Ф. Ф. Зелинский. 

Вероятно, название Элевсин как-то связано с Элизиумом, обителью блаженных. Я специально не вникал в вопрос этимологии этих двух слов, но их созвучие нельзя не заметить.

Как говорит Софокл, "трижды благословенны те из людей, кто после созерцания этих обрядов отправляются вниз к Аиду. Только для них там продолжается жизнь; всех остальных ждёт горькая участь". 

Как понимать это разделение "семян"-людей? Одни "зёрна" после смерти "проклюнутся", дадут росточки и взойдут, а другие "зёрна" не взойдут к новой жизни? Собственно, ту же идею разделения людей на "проклюнувшихся" и "непроклюнувшихся" мы видим в Притче о сеятеле, которую Иисус рассказал на берегу Галилейского моря:

"Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать" (Мф. 13:1-8). 

Эта идея разделения людей на имеющих «пакибытие» и не имеющих его противоречит идее всеобщего возрождения, высказанной на языке Бхагават-гиты (2:27): "Смерть опредѣлена всѣмъ существамъ подверженнымъ рожденію, и возрожденіе опредѣлено всѣмъ существамъ смертнымъ. И такъ не должно тебѣ скорбѣть о томъ, что неизбѣжно" (перевод с санскрита А. А. Петрова Источник).

Наблюдая за растительным и животным миром, мы видим как будто круговорот рождений и смертей. Из зерна действительно произрастает новый колос с такими же зёрнами. И, в принципе, у кошки рождаются котята, такие же, как их мать. Но дети, к примеру, А. С. Пушкина — это не новоявленные "пушкины"; "клонировать" личность никак не удаётся, а ведь это и есть самое ценное в человеке.

Если дети не наследуют личность своих родителей, то, значит, эта личность безвозвратно теряется в лоне матери-Земли? Это приводит к самым пессимистическим умозаключениям:

- Хто я такі? Цікава? Ды я чарвяк...
Ён задумліва ўсміхнуўся, а яна звонка зарагатала.
- Няма чаго смяяцца, - сказаў ён павольна. - Паміж чалавекам і чарвяком розніца малая. Чарвяка есць рыба, а чалавека зямля. Ці пан ты, ці мужык, ці кароль, ці парабак - кожнага зямля праглыне, як рыба чарвяка. Вось так! (Эліза Ажэшка. "Хам". 1888 год).

Именно поэтому я недавно высказывал свои критические замечания к образу Матери-Земли. Меня совсем не устраивает, чтобы Земля "съела" меня как червяка, а потом, пережевав, выплюнула другого крошечного червячка, без памяти и без личности, в свою очередь обречённого на такое же растворение-разложение в гумусе. Мы, люди, всю жизнь боремся за смысл, а тут получается торжество бессмыслицы над смыслом...

Остаётся лишь надеяться на то, что Софокл знал, что говорил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий