01 мая 2023

Менады древние и современные.

Ecstatically dancing maenad. Python as painter. Detail from a Paestan red-figure skyphos, ca. 330-320 BC. British Museum

"Характерной чертой культа Диониса было исступление (ekstasis), достигаемое при помощи оглушительной музыки тимпанов, кимвалов и флейт (т. е. тамбуринов, медных тарелок и кларнетов) и главным образом — головокружительной «оргиастической» пляски. Особенно подвержены чарам исступления были женщины; вакханки составляли поэтому главную свиту Диониса; в своих «небридах» (т. е. ланьих шкурах), препоясанных живыми змеями, с тирсами в руках и плющевыми венками поверх распущенных волос — они остались незабвенным на все времена символом прекрасной дикости, дремлющей в глубине человеческой души — но прекрасной лишь потому, что красотой наделила её Эллада.

В исступлении пляски душа положительно «выступала» из пределов телесной жизни, преображалась, вкушала блаженство внетелесного, слиянного с совокупностью и с природой бытия; на собственном непреложном опыте человек убеждался в самобытности своей души, в возможности для неё жить независимо от тела и, следовательно, в её бессмертии; таково было эсхатологическое значение дионисиазма. Он завоевал всю Грецию в VIII—VII веке в вихре восторженной пляски" (Ф. Ф. Зелинский).

Интересно сравнить эти экстатические танцы с чудом в Гарабандале. Источники сообщают, что девочки, впадая в состояние экстаза, запрокидывали свои головы назад и смотрели немигающим взглядом в небо.

Гарабандальские визионерки

В таком состоянии они не могли видеть дорогу перед собой, но, взявшись за руки, они, бывало, маршировали как грудью вперёд, так и спиной вперёд, без малейших затруднений, даже по сильно пересечённой местности. 


Причём они шли задом наперёд в таком быстром темпе, что взрослые люди, присматривавшие за ними, едва поспевали и переходили с шага на бег. Во время этих экстатических "галопов" они могли остановиться мгновенно, против законов физики, в то время как бегущая за ними толпа, бывало, проносилась мимо них, как тормозящий автомобиль. И после этого девочки-визионерки дышали ровно, тогда как взрослые все дышали с открытыми ртами, запыхавшись; у девочек же не было никакого пота и пульс их был нормальный. Девочки также падали навзничь во время экстазов, коллективно или индивидуально. Иногда они падали как доски, не сгибаясь и не подставляя руки, чтобы смягчить падение. Громкий стук об землю пугал зрителей, но визионерки никогда не получали ран при падении. И из этого положения лёжа на спине, они поднимались вверх, не отталкиваясь от земли ни руками, ни ногами. 


Жасинта (Jacinta González), одна из четырёх боговидиц, так описывает способ, каким Пречистая призывала их на место откровения: три зова. Вначале первый - внутренний голос, звучащий без слов, и называние имени. Их охватывает радость, но душа ещё не отдаёт отчёт о причине особого переживания. Спустя несколько минут следует второй призыв. Радость усиливается, сердце начинает учащённо биться, и дети невольно устремляются на место откровения. Ноги несут их, а сердце приготовляется стать белою дощечкой для запечатления письма Божия. Третий призыв захватывает их блаженной радостью, почти экстатической. Дети ускоряют свой ход, срываясь в бег, они мчатся неудержимо. Вышняя сила влечёт их на место откровения. Они почти летят, никого не слыша и не замечая, спеша к Той, прекраснее Которой нет ни на земле, ни на небесах.

Как тут не вспомнить про бег менад (вакханок) навстречу зову Диониса?!

Источник картинки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий