Жан Прилузский в своей лекции "Истоки и развитие культа Богини-Матери" говорит, что с наступлением патриархата с Великой Богиней происходят метаморфозы: сначала она вступает в союз с богом неба; позднее она становится андрогином, и наконец, превращается в бога-мужчину.
И далее Жан Прилузский приводит примеры этих метаморфоз:
"В Иране, до времени Ахеменидов, Великая Богиня считалась паредрой небесного бога, и в этом качестве Геродот называет её Уранией. К этому времени можно также говорить о совместном правлении великого иранского бога и великой доиранской богини. В другой религиозной системе, в зурванизме, Зерван приравнивался к небу — он породил близнецов, одного светлого, другого тёмного, Ормузда и Ахримана. Зерван, тем самым, не является богом-отцом или богиней-матерью в прямом смысле. Он — в то же время и отец, и мать, гермафродит. Эта необычная фигура, возможно, связывает оба представления — о боге-отце, принадлежащем индо-европейским народам, и о богине-матери, которая, безусловно, предшествовала вторжению индо-европейцев в Иран.
Схожее слияние возникает в Индии с ведического периода. В Ригведе Дьяус, воплощение неба, в общем является мужским божеством и богом-отцом, подобным Зевсу и Юпитеру, которым он соответствует. Но до этих пор небо и землю называли богинями-матерями, и слово Дьяус нередко было женского рода. И кроме того, начиная с ведической эпохи, Сурья, имя солнца, могло обозначать как бога, так и богиню. В древнейшей буддистской мифологии богиня носит имя Варуна, что означает, что она была паредрой небесного бога, как и Урания в Иране.
С другой стороны, Геродот рассказывает о том, что персы почитали Великую Богиню под именем Митра. Митра, тем не менее, определённо мужское божество.
Базальтовый рельеф из Тель-Халаф, предположительно двенадцатого столетия до н.э. изображает великую богиню как косматое божество, несущее балдахин, на котором покоится солнце. Здесь богиня и солнце связаны вместе с конца второго тысячелетия, и божество, несущее солнце, двуполо, подобно косматой великой богине Кипра и гермафродиту Кибеле, подобно Астарте Карфагена и Финикии или Адонису из Библа и Фортуне Барбата Рима.
Теперь находится объяснение Афродите и Афродитосу.
![]() |
Афродит (Афродитус) |
Наконец, в Италии великую богиню плодородия, чьими святынями были священные места союза этрусков, латины называли Вольтумной и Вертумнусом. Соответственно, великая богиня этрусков была двуполой; как Фортуна, она была включена в латинский культ богов, и её символ, колесо, также олицетворяет солнце".
См. также "Двуликие боги-богини".
И о чём свидетельствуют все эти метаморфозы? О том, что в эпоху неолита, до появления царей и государств (= патриархата), просто не существовало "мужских" божеств. Они не могли появиться одномоментно, в результате царского указа, и поэтому они "выходили" и обособлялись из окружения Великой Богини.
Кстати, у нас имеется соответствующее изображение Зевса.
Здесь он сильно напоминает "многогрудую" Артемиду Эфесскую. В статьях "Зевс Лабрадейский: у Шпака - магнитофон, у посла - медальон..." и "Как символ Великой Богини стал топором Зевса?" уже говорилось, как он "прихватизировал" лабрис - священный символ матриархальной крито-минойской цивилизации. Но только ли один лабрис?
Комментариев нет:
Отправить комментарий