Испанские учёные проанализировали 124 отпечатка рук из восьми пещер с палеолитическим искусством на Пиренейском полуострове. Они определили, что примерно 15% красочных следов на стенах создали дети до 12 лет, а оставшуюся часть — подростки и взрослые.
Особенно много детских отпечатков найдено в пещере Фуэнте-дель-Салин: до 27% ладошек оценены как детские (3–9 лет), а до 9% — как младенческие. В пещере Ла Гарма 9,5% крошечных ладошек оцениваются как оставленные младенцами. При этом едва ли сами младенцы наносили краску с помощью тростинки, скорее всего, им помогали взрослые.
Группа археологов из Тель-Авивского университета предложила новую гипотезу, объясняющую давнюю загадку: почему древние люди приводили очень маленьких детей глубоко в пещеры, через тёмные и опасные проходы? Их ответ: потому что в доисторических обществах дети считались посредниками между физическим и духовным мирами, а пещеры были священными пространствами с порталами, которые позволяли контактировать со сверхъестественными или иномирными существами.
«Рядом со многими наскальными рисунками есть явные доказательства присутствия детей в возрасте от двух лет», — пояснили исследователи в пресс-релизе . «До сих пор большинство гипотез были сосредоточены на образовательном аспекте — изучении традиций и обычаев общины. Однако мы считаем, что дети также играли уникальную культурную роль в этих пещерах: маленьким детям приписывались особые качества в духовном мире, позволяющие им общаться с сущностями из потустороннего мира, которые, как считалось, были доступны в глубине пещер».
«Многие из первобытных обществ считали пещеры воротами в подземный мир, где с помощью шаманских ритуалов они могли общаться с обитателями подземного мира, чтобы решать экзистенциальные проблемы», — пояснил профессор Баркай. «В этом контексте маленькие дети воспринимались как пограничные существа — принадлежащие как к сфере, которую они покинули совсем недавно (до рождения), так и к миру, в котором они сейчас живут. Таким образом, маленькие дети считались особенно подходящими для преодоления разрыва между мирами и передачи сообщений нечеловеческим сущностям».
Хотя глубины пещер могут показаться неподходящими для детей с нашей современной точки зрения, для древних всё выглядело бы совсем иначе. Они считали гораздо более опасным не брать своих детей в пещеры, поскольку это означало бы отрезать их (и их общины) от доступа к существам, чьи действия имели драматическое влияние на жизнь в обычном, повседневном мире. Доисторические общества, очевидно, считали необходимым брать детей в эти среды, поскольку они были ясно убеждены, что контакт с другими измерениями возможен и что он приносит ощутимую пользу по эту сторону завесы.
Как по мне, так это не новость. Я ещё в детстве смотрел мультик "Малыш и Карлсон", по мотивам сказки Астрид Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше».
Кто такой Карлсон? Карлсон — это домовой, полтергейст. Уже давно парапсихологи заметили, что "как правило в центре полтергейста находится ребёнок или подросток", "чаще «агентами» полтергейста оказываются девочки" (из Википедии).
Комментариев нет:
Отправить комментарий