29 сентября 2023

Деревня как "детский сад".

Е. Н. Панов описывает коллективную заботу о детях у пигмеев эфе.

"Этнограф Паула Ивей на протяжении двух месяцев 1988 и 1989 гг. изучала образ жизни пигмеев в 18 деревнях, разбросанных на площади 36 кв. км.  леса Итури. Её особенно интересовало всё, что так или иначе связано с традиционной практикой заботы о детях. Проблема очень серьёзная, если учитывать низкую плодовитость женщин эфе и повышенную детскую смертность в условиях тотальной зависимости этноса от непредсказуемых капризов природы. В ответ на вопрос: «Кто у вас заботится о детях?» аборигены без колебания отвечали: «Мы все».

Исследование показало, что в заботе о потомстве, действительно, участвуют, в той или иной степени, все жители деревни, вне зависимости от пола и возраста. Необходимость такого положения вещей диктуется тем обстоятельством, что мать оставляет ребёнка в деревне на всё то время, которое она посвящает собирательству [1]. Распределение степени участия разных демографических подразделений в этой деятельности показано на рис. 7.6.

Рис. 7.6. Степень участия разных членов общины в уходе за детьми у пигмеев ака.

Нетрудно видеть, что на долю родителей приходится только 12.5% затрат на уход за детьми [2], то есть почти вдвое меньше, чем вклад со стороны прочих взрослых жителей деревни (22.5%). А почти половина всех затрат времени и усилий на опеку подрастающего поколения затрачивают сами дети — как родственные своим подопечным (например, сиблинги), так и не являющиеся их близкими родичами.

Ивей установила, что выживаемость детей в первые три года жизни достоверно зависит от числа лиц, принимавших участие в уходе за ними и только от этого фактора. Выжили те 15 малышей, которых опекали в среднем 10,8 членов общины, а не дожили до трёх лет 5, в заботе о которых принимали участие немногим более шести человек (Mann-Whitney тест, p = 0,05)".
 

В связи с этим вспоминаются эгейские поселения бронзового века.

План поселения Полиохни («жёлтый» период) на Лемносе.

Основную часть поселения составляли различающиеся по величине и очертаниям конгломераты жилых помещений, или так называемые «инсулы», между которыми были проложены узкие извилистые проходы. Как указывает Бернабо-Бреа, в некоторых случаях жилой дом практически мог занимать целую инсулу. Однако чаще инсулы делились на два или большее число домов. Некоторые инсулы состояли из целого ряда небольших жилищ, каждое из которых включало мегарон и несколько комнат. По мнению Ю. В. Андреева, инсулы Полиохни могут свидетельствовать о том, что там существовала особая форма социальной организации, которая в этнографии обычно квалифицируется как большесемейная или домовая община.

Это была земледельческая община; её населяли крестьяне, которые, надо полагать, трудились в полях. А маленькие дети наверно тем временем ползали по инсулам, где с ними "возились" дети постарше и нетрудоспособные члены общины.

----------------------------------------------------------------------------

[1] Женщины бродят по лесу небольшими группами, собирая плоды, орехи и грибы, а в заброшенных «садах» — клубни сладкого картофеля, корни маниока и бананы. Посадка этих частично окультуренных растений также входит в обязанности прекрасного пола. В одиночку женщина удит рыбу или же пользуется случаем положиться на саму себя, если дары природы оказываются вдруг в изобилии в каком-то небольшом участке леса.

[2] Со стороны родителей вклад отцов более чем в три раза меньше, чем материнский (24 и 76%, соответственно).

Комментариев нет:

Отправить комментарий