"Американский антрополог Кристин Хоукс свела воедино сведения о том, что происходит в общине после того, как охота, индивидуальная либо коллективная, завершилась успехом. Результат исследования оказался довольно неожиданным. У аче, например, 83% мяса, которые достаются членам данной семьи, поступают в её распоряжение не от мужа женщины и отца её детей, а от посторонних охотников. Делёж добычи происходит таким образом, что тот, кто добыл крупного зверя, не имеет при этом ни малейшего преимущества перед прочими членами общины. Обычно по окончании разделки туши самый старый из мужчин руководит разрезанием её на куски и приготовлением трапезы. Его действия могут вызывать комментарии, но никаких серьёзных споров не возникает. Сам добытчик никак не может контролировать происходящее. Вот вам первобытный коммунизм.
Считается в высшей степени неприличным претендовать на большую порцию, особенно в условиях, когда трапеза каждого происходит на виду у других. Лишь кто-нибудь из детей может попросить добавку, и просьба бывает удовлетворена. Но за ней могут последовать и замечания от взрослых, что делать так не стоит: «делись с другими, и тогда они позже поделятся с тобой!»
Те же обычаи практикуются в другом конце света, у африканских хадза. Самые мелкие из охотничьих животных, регулярно добываемых хадза, весят около 40 кг. Но тот, что убил зверя, не имеет решающего голоса, поскольку правила таковы, что он с самого начала не является хозяином добычи. Не получает он и самой большой порции во время разделывания туши, которое происходит тут же, где животное было добыто. После этого члены каждой семьи уносят мясо в лагерь и лишь в этот момент оно становятся их собственностью.
Эти порции очень сильно варьируют по величине. Они тем больше, чем крупнее добыча, но не намного, так как в этом случае увеличивается и число претендентов. Это ставит под удар даже то, что уже унесено в лагерь: заслышав об успехе, сюда стекаются люди из других общин, и с ними нельзя не поделиться.
Семья успешного охотника получает большую порцию мяса, чем все остальные, если масса жертвы превышает 180 кг, но если вес её меньше, то она не получает никаких преимуществ. В первом случае охотнику достаётся около 10%, а остальным — по 5%. Во втором доля и его и других семей составляют около 5% живого веса жертвы.
Вообще говоря, необходимость делиться с соплеменниками не может вызывать восторга у охотника, но избежать этого не позволяют правила общежития. Присвоить добычу себе и своим близким — это, по сути дела табу. Сделать так, значит подвергнуться осуждению и даже презрению со стороны всех прочих членов общины.
А вот как обстоит дело у бушменов !кунг, обитающих на севере пустыни Калахари. Понятно, что численность крупных животных здесь много ниже, чем в саваннах Танзании. Поэтому местные аборигены меньше полагаются на охоту на крупного зверя, чем хадза. Добытая дичь принадлежит охотнику, если размеры её невелики. Но в том случае, когда убито животное достаточно массивное, охотник начинает делёж мяса, поставив в первую очередь своих родичей. Но далее каждая порция делиться вновь между уже получившими её и теми, кто теперь прибывает в гости к ним. Это совсем не обязательно их близкие родичи. В конечном итоге, «каждый получает сколько-то мяса»" (Цит. по: Е. Н. Панов. Человек – созидатель и разрушитель: Эволюция поведения и социальной организации. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2017. С. 364-366).
В общем, в традиционных обществах люди живут как муравьи.
"Кормление друг друга — одно из интересных и широко распространённых явлений в мире муравьёв. Энтомологи окрестили его длинным и как всегда мудрённым словом «трофолаксис». Только благодаря трофолаксису муравьиное общество достигло совершенства, так как часть населения каждой семьи освободилась от забот по добыванию пищи. Охота стала уделом специальных муравьёв. Всё ими добытое принадлежало всем.
Один учёный проделал интересный опыт. Он накормил муравья сладким сиропом, содержащим меченые атомы, потом с помощью специального приборчика выяснил, что сладкий сироп вскоре оказался уже в десяти муравьях, а через час меченые атомы были обнаружены в ста пятидесяти муравьях. Благодаря постоянной делёжке муравьи получают одинаковую и вместе с тем разнообразную пищу, они все или сыты или голодны" (Источник).
Монах и муравейник |
Комментариев нет:
Отправить комментарий