12 сентября 2022

Спасительница Богородица.

Блогер anchoret, по всей видимости, православный поп, так как в комментах его называют "батюшкой", в записи Кое-что о сотериологии говорит, что его смущает фраза "Пресвятая Богородице, спаси нас!" Спасает, дескать, всё-таки, Господь...

"Я нисколько не склонен принижать значение Божией Матери в деле нашего Спасения, "яко Спаса родила еси душ наших". Церковь воспевает Богородице "спаси нас", а я с Церковью. Просто разобраться хочу, относительно происхождения и смысла прошения о спасении, адресованного к Приснодеве", - пишет anchoret.

Я прочитал весь тред комментов к его записи. vera_z говорит, что "это с Халкидоном связано. Тогда распорядились о заключительных прошениях именем Б(ожией) М(атери) и вообще подчёркнуто возвысили Её положение". На самом деле, тут речь идёт не о четвёртом, Халкидонском, а о третьем, Эфесском, соборе. Цитирую Википедию:

"Поводом для созыва Эфесского Собора был конфликт между архиепископом Константинопольским Несторием и патриархом Александрийским Кириллом. Несторий считал, что Пресвятая Дева Мария родила человека, соединённого с Словом Божьим. Он также предложил именовать Его Пречистую Матерь не Богородицей, а Матерью Христа (Христородицей). Патриарх Кирилл Александрийский стоял на позициях имени Богородица и за соединение двух ипостасей. Переписка не привела к положительным результатам, и тогда Кирилл Александрийский написал против Нестория свои 12 анафематизмов. В 431 году в связи с учением, которое распространял Несторий, по инициативе Кирилла Александрийского было принято решение о созыве церковного собора".

Фреска, посвящённая полемике Кирилла Александрийского и Нестория

Здесь говорится, что Эфесский Собор епископов поставил свою "печать" на слово "Богородица" и таким образом легитимизировал его. Но откуда и когда "выпорхнуло" само это слово, никто не знает. "Первое ясное свидетельство использования именования Theotokos (Богородица) датируется III–IV веками. Нет единого мнения, кому принадлежит пальма первенства. Одно свидетельство датируется 325 годом; оно сдержится в творениях Александра Александрийского (Послание к Александру, епископу Константинопольскому, 12). Это послание приводит Феодорит в своей Церковной истории, I, 3; PG 82, 908A): «Господь наш Иисус Христос, имевший от Богородицы (Theotokos) Марии тело истинное, а не призрачное». Второе свидетельство было обнаружено в 1917 году в Египте. Текст восходит к началу IV или к концу III века. Он напоминает известную молитву Под Твою защиту (Под Твою защиту, Sub tuum praesidium) и содержит имя Theotokos: Под защиту Твоего милосердия прибегаем, Богородица (Theotoke). Не призри молений, (к Тебе возносимых) в скорбях наших, но сохрани нас от опасности, единая, чистая и благословенная. Фрагмент этого папируса на греческом языке хранится в Библиотеке Джона Райландса в Манчестере; термин theotoke в звательном падеже сохранился почти неповреждённым" (Источник).

Я не собираюсь углубляться в дебри христологических споров, где было сломано так много копий. Однако здесь вполне ясно и очевидно, что термин Theotokos (Богородица) неразрывно связан с представлением об Иисусе Христе как Богочеловеке. «Мой Бог не единороден нам, тело его не человеческое, а лишь человекоподобное», - заявил архимандрит Евтихий (370-454), который на Константинопольском соборе 448 года был осуждён как еретик и отлучён от сана, а на Втором Эфесском соборе 449 года ему вернули сан. Значит, в православии крепко засело монофизитство, несмотря на декларируемый Символ веры, где говорится о двух "неслитных и нераздельных" природах Иисуса Христа - божественной и человеческой. Если Иисус - Бог par excellence, то и Его Мать - Богородица. Собственно, она и изображается Богиней на православных иконах. Она по размерам и по положению больше Младенца Иисуса. 


И кому тут молиться о спасении? - Вопрос, конечно, риторический. 

А вообще, и в этом случае, как и в предыдущей записи, речь идёт о Традиции. Если на протяжении многих веков прежде христианства люди обращались за помощью и спасением к Богине, Царице Небесной (как мы знаем, так называли Астарту-Иштар на Востоке), то странно было бы, если б кто-либо из бывших язычников, обращённых в христианство, не "брякнул", даже чисто случайно, автоматически, "Царица Небесная" применительно к Матери Иисуса, Деве Марии. Н. В. Гоголь писал по другому поводу, но его слова о распространении "бабских сплетен" разъясняют нам сам "механизм" передачи Традиции.

"Я совершенно убедился в том, что сплетня плетется чёртом, а не человеком,-- пишет Гоголь в частном письме по поводу частного дела.-- Человек от праздности и сглупа брякнет слово без смысла, которого бы и не хотел сказать (не так ли именно Бобчинский и Добчинский брякнули слово "ревизор"?). Это слово пойдёт гулять; по поводу его другой отпустит в праздности другое; и мало-помалу сплетётся сама собою история, без ведома всех. Настоящего автора её безумно и отыскивать, потому что его не отыщешь... ". (Письмо к N. F. из Москвы от 6 декабря 1849.)

В психоанализе Карла Юнга неудобовразумительное слово "чёрт" заменено на термин "коллективное бессознательное", а так всё изложенное Гоголем вполне "по науке", тут и комар носу не подточит. Вот ведь как происходит канонизация в Церкви? Сначала какие-то бабы в своём "междусобойчике" говорят о святости того или иного преподобного, приходят к нему на могилку, чтут его память, и таким образом он становится "местночтимым святым". А потом уже и церковная администрация, в лице епископов, накладывает свою официальную "печать", и после этого святой переходит в разряд общецерковных. А кто первый заговорил о его святости? - Настоящего автора безумно и отыскивать, потому что его не отыщешь... Точно так же и в деле о Спасительнице Богородице.

Комментариев нет:

Отправить комментарий