"В настоящее время ортодоксальная точка зрения среди учёных состоит в том, что что период позднего Храма, 1470-1380 гг., был периодом, когда греки-микенцы заняли Кносс.
Можно привести несколько аргументов в пользу микенского вторжения на Крит и микенского господства в Кноссе. Административные записи в то время велись на микенском греческом языке, а это означало, что правящая элита Кносса имела микенское происхождение. Похоже, что Лабиринт не получил серьёзных повреждений — ничего сложного в ремонте — так что захватчики планировали использовать город и Кносский храм в качестве своей штаб-квартиры для управления и контроля над Критом.
"Могилы воинов" позднеминойского II периода в Кноссе представляют собой совершенно новый тип захоронений с кинжалами, копьями, мечами и шлемами в качестве погребального инвентаря: гробницы состоят из целых арсеналов превосходного оружия. Они находятся недалеко от Кносса и считаются убедительным доказательством прибытия военного контингента с материка и превращения Кносса в микенский гарнизонный город.
Произошла смена стиля в отделке стен. На фресках этого периода в Кноссе изображены щиты в форме восьмёрки (в восточном крыле), подобные тем, что можно увидеть в Тиринфе, и грифоны (в Тронном святилище), подобные тем, которые можно увидеть по бокам более позднего микенского трона в Пилосе. Похоже, что эти художественные изменения можно интерпретировать как культурный имплантат, связанный с новой микенской элитой. Некоторые считают "Тронное святилище" в целом полностью микенским произведением из-за его совершенно чуждого, неминойского стиля" (Цит. по: Р. Каслден. Кносский лабиринт. Новый взгляд на "Дворец Миноса" в Кноссе).
Насчёт восьмёркообразных щитов я не согласен с автором. На острове Фера (Санторин) археологи раскопали сосуды с украшениями в виде этих самых щитов. И эти сосуды считаются импортированными с Крита ещё до извержения вулкана в 1470 году, то есть задолго до прибытия микенцев на Крит.
![]() |
Akrotiri, Xeste 3. Pair of imported Minoan three-handled jugs with decoration of figure-of-eight shields. |
В данном контексте вызывает интерес датировка оттиска печати, найденного в Ханье.
![]() |
Оттиск печати, оригинальная печать не найдена. Крит, Ханья. Поздний минойский период. 1600-1450 гг. до н.э. |
Может, она не минойского, а микенского периода? Уж больно она не характерна для минойской культуры. Мы видели изображение являющегося духа (или божества) рядом с колонной-бетилем, с точно такой же "палкой" в руке, но там он совсем крошечный, а здесь занимает доминирующее положение. Я бы даже сказал, неподобающее положение.
![]() |
Великая Богиня на горе. Оттиск кольuа-печатки из Кносса |
Родни Каслден продолжает: "Существуют также часто цитируемые свидетельства древних египетских гробниц, изображающих Кефтиу с дарами фараону, которые явно являются минойскими. На двух панно гробницы Рехмира, датируемых примерно 1470 годом до н. э., одежду минойцев перекрашивали, чтобы указать на смену моды. Сначала мужчин расписывали типичными минойскими гульфиками, затем примерно в 1460-1450 гг. до н. э. их перекрасили узорчатыми килтами того типа, который был моден в Микенах с 1560 года. Изменение костюмов нарисованных минойцев рассматривается как подтверждение того, что на Крите произошла смена режима".
Скорее всего, как я думаю, в 1460-1450 гг. до н. э., сразу после извержения вулкана на о. Фера, на Крит совершили вторжение лишь несколько банд вооружённых головорезов. Всё было примерно так, как в фильме "Викинги" 1958 года. Микенцы установили своё политическое господство, но культура — на Крите в целом — продолжала оставаться минойской. Но спустя некоторое время, примерно в 1380 году, произошло решительное разрушение Лабиринта, в результате которого он был заброшен. Но эта дата оспаривается. Леонард Палмер придерживается совершенно иной точки зрения, предполагая окончательное разрушение Лабиринта примерно в 1150 году до н. э., при этом Кносс до тех пор оставался крупным микенским политическим и административным центром.
По всей видимости, массовая миграция микенцев на Крит была связана со вторжением в Элладу диких орд дорийцев на рубеже XIII–XII вв. до н. э. По мнению Худа, материковые греки в больших количествах наводнили Крит примерно в 1200 году, если судить из гончарного дела. В 1150 году прибыла ещё одна волна переселенцев из материковой Греции, чтобы колонизовать территории Кносса и Феста. По традиции, филистимляне были жителями Крита (буквально: "пелазгами"), бежавшими на побережье Палестины в двенадцатом веке. Интересный вопрос: что у тех филистимлян сохранилось минойского, после двухвековой жизни в микенской оккупации? Да и касательно их генетических "корней" бабушка надвое сказала: согласно одной из версий, они были потомками греков-ахейцев и критских женщин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий