03 октября 2021

О роли женского труда в процессе превращения первобытного стада в матриархальную общину.

Весьма дельные мысли мне встретились у drevniy_daos в Женщина и земледелие. (с цитатой из книги Тернбула):

Зарождение земледелия способствовало возвышению женщины, то есть не увеличению власти женщины, а росту уважения к женщине. Нам это может показаться странным. Ведь работает тот, кого не уважают; и наоборот, кого уважают - тот не работает. Но это наследие рабовладельческого менталитета классической Греции. А первично вызывал уважение именно тот, кто трудится. Труд ещё не стал работой и оценивался иначе. Точнее, уважали не труд, а результат труда. Кто приносил добычу - был в почёте. Земледелие повысило статус женщины. Плодородие связывалось, конечно, с женщиной. Отсюда и почитание богинь плодородия. Женское божество плодородия становится излюбленным духом земледельцев, и бесчисленные фигурки, олицетворяющие богиню-мать, покровительницу полей, заполняют музеи, экспонирующие результаты раскопок поселений древних земледельцев" (В.М.Массон. "Возникновение и развитие земледелия". - М.,1967, с.30,32). 

Видимо, некоторое поверхностное сходство между уходом за урожаем и рождением ребенка находило воплощение в едином образе рожающей женщины. Слово "плод" даже в современном русском языке означает и ребёнка в утробе матери, и фрукт на дереве. Культура земледельцев приветствовала многодетность. Бездетность рассматривалась как проклятье.  Равно как и засуха. И от того и от другого искали избавления с помощью колдовства. Для охотника и собирателя погода не имеет особого значения. В случае отсутствия одной пищи в одном месте, первобытный человек перемещается к другому источнику пищи. Земледелец не просто привязан к земле, он зависит от неё. И от божества, дающего плодородие. В такой культуре немыслимо обидеть женщину. 

Некоторые животноводческие (некочевые) культуры весьма схожи с раннеземледельческими. В племени тода женщина рассматривалась как потенциальная роженица. Нанести ущерб (даже моральный) женщине воспринималось как рубить сук, на котором сидишь. Это редкое явление в мировой культуре, но только если брать крайнее выражение. Кому неизвестно, что в европейской, рыцарской по происхождению культуре, нельзя драться с женщиной? Мужчина нападает только на мужчину. Конечно, вопрос нуждается в детальном исследовании, но для понимания общей схемы динамики культуры в эпоху зарождения цивилизации - этого достаточно.

Женщина выступает помимо этого и как хранительница очага, хозяйка дома. Возможно, это вызвано тем, что мужчины часто отсутствовали. Уходили на охоту и рыбную ловлю, защищали сообщество или уходили в поход на другое племя/общину. И не всегда возвращались. Домом могла управлять только женщина. А управлять значило владеть - тогда не было понятия о собственности, закреплённом в праве, не было наследования по завещанию. Скорее всего, стоит говорить не о "доминировании" женщины, а о своеобразном распределении ролей, о расширении сферы женского труда и женского влияния. Последующий "переворот" в сторону патриархальной семьи соответствовал изменению социума и возрастанию роли войны. В защите роль мужчины всегда была ведущей.  

     Далее идёт фрагмент из книги Колина Тернбула "Человек в Африке". Небольшая главка у него так и называется "Женщины и земля". И потом ещё цитата из книги Аверкиевой "Индейцы Северной Америки".
 
      "Роль женщин в жизни покотов и других народов южных саванн явно недооценивают. Она не очень заметна и носит более закулисный характер, чем бурная и проходящая на глазах у всех деятельность мужчин, но дом — это вотчина женщин. Тысячи домашних забот — от уборки и стряпни до деторождения и воспитания детей — отнимают очень много времени. На один только трудоёмкий процесс приготовления пищи уходит чуть ли не весь день. Женщины получают от работы удовлетворение, потому что с ними вынуждены считаться.   
     Повсюду в саваннах за женщинами ухаживают, их балуют и даже после свадьбы, особенно у южных бантуязычных народов, мужчина постоянно дарит жене наряды и украшения, чтобы она могла показаться на людях и поддержать его собственный статус. В обществах, допускающих многожёнство, у каждой жены своё хозяйство, и муж чаще всего бывает просто гостем в доме жены. Основное влияние женщин определяется тем, что они рожают детей, и многие народы южных саванн, признавая важность этой роли женщины, устанавливают наследование по материнской линии, и женская линия становится главнее мужской. В таких обществах мужчина может обладать властью, но только благодаря тому, что он является членом линиджа своей сестры, и вся власть и влияние перейдут по наследству не к его, а к её детям.
     Признание обществом ведущей роли женщины в семье находит выражение в выкупе, который не только гарантирует хорошее поведение мужа (в противном случае жена может оставить его и он потеряет выкуп), но и ставит его в подчинённое положение, ибо выкуп не даёт ему абсолютных прав над женщиной, но зато налагает большую ответственность.
/.../
     Иногда родословная ведётся по мужской линии, иногда по женской, но всегда главенствует женщина, которую почитают прежде всего за способность к деторождению. Поэтому она и оказывает особое влияние на экономическую деятельность. Даже среди саванных скотоводов, у которых уход за скотом формально является делом мужчин, женщины пользуются особыми правами и временами берут в свои руки контроль над скотом. У земледельцев женщины имеют ещё большие права, так как считается, что силу плодородия, с помощью которой женщина властвует над человеческой жизнью, она может передать и земле и без благословения женщины зерно не даст урожая.
      Мужчины могут заниматься грубой работой по расчистке полей, но часто именно женщины сажают растения и ухаживают за ними. Амбар женщины считается неприкосновенным, и хотя муж обеспечил её землёй, женщина, даже в обществе, ведущем родословную по мужской линии, контролирует плоды земледелия. Иногда у мужчины могут быть свои собственные огороды, но ему не разрешается сажать некоторые особо важные культуры, находящиеся под непосредственным экономическим контролем женщин. Там, где возникают излишки продукции и где появляются специализированные ремёсла, как гончарное или плетение корзин, женщины приобретают ещё одно преимущество — в результате продажи продукции на рынке наличные деньги семьи находятся в их руках.
      В сфере экономики, как и в доме, женщины пользуются влиянием и властью. Совершенно ошибочно утверждение, основанное на сравнении с нашими нормами, что африканская женщина унижена, так как ей приходится много заниматься физическим трудом. Африканские женщины, как правило, гордятся своей физической силой, и если мужчина предложит помочь ей нести груз, она может воспринять это как смертельное оскорбление. Хрупкость и нежность, которые мы часто ассоциируем с женственностью, в представлении здоровой африканской женщины — просто слабость, и в Африке это лишило бы ее влияния и уважения."
Тернбул К.М. Человек в Африке. Пер. с англ. М.:Наука,1981. с.43-44,50-51.
http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st008.shtml
    

"Ирокезский длинный дом из коры, как устанавливает У. Фентон, "был жилищем материнской семьи: матерей, дочерей и дочерей их дочерей." Об этом же говорило и то, что несмотря на матрилокальность, мужья сохраняли свою принадлежность к своим материнским овачира, пользовались всеми правами и привелегиями своего рода и выполняли все общественные и религиозные функции вместе со своими сородичами. В домохозяйстве жены муж не пользовался правами её рода. Земля, жилище, инвентарь - всё это было собственностью овачиры и рода жены. Право пользования ими наследовалось по линии матери. Дж. Витхофт, анализируя данные о древних общинах лесной зоны Северной Америки в целом, также устанавливает, что домохозяйства земледельцев этого района чаще всего состояли из группы сестёр и параллельных кузин с их детьми и внуками и других родственников линиджа и мужей из разных линиджей. Муж не был членом домохозяйства жены, скорее "он был визитёром в жилище жены".
/.../
Эта противоречивость в оценке роли женщины в ирокезском обществе объясняется, на наш взгляд, тем, что сведения исследователей по этому вопросу фиксируют положение на разные периоды ирокезской истории. В одних случаях, как, например, у Дж. Хьюитта, делается попытка восстановить роль ирокезок в далёком прошлом, в других речь идёт о периоде меховой торговли и завоеваний. Коренные изменения, происшедшие за этот период в области экономики, сказались, несомненно, и на отношениях между полами, между мужем и женой. Женщины были устранены от непосредственного управления в ирокезской Лиге. Они могли довести до сведения совета своё мнение лишь через специальных ораторов из ордена вождей Сосны. Ирокезский вождь и оракул Красная Куртка, прославившийся в годы войны английских колоний за независимость, был именно делегатом женщин в совете Лиги. В родовом управлении видную роль играла лишь старейшая женщина из титулованной овачиры, а позднее - семьи."
Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. М.:Наука,1974. с.204-206.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий