Весьма дельные мысли мне встретились у drevniy_daos в Женщина и земледелие. (с цитатой из книги Тернбула):
Зарождение земледелия способствовало возвышению женщины, то есть не увеличению власти женщины, а росту уважения к женщине. Нам это может показаться странным. Ведь работает тот, кого не уважают; и наоборот, кого уважают - тот не работает. Но это наследие рабовладельческого менталитета классической Греции. А первично вызывал уважение именно тот, кто трудится. Труд ещё не стал работой и оценивался иначе. Точнее, уважали не труд, а результат труда. Кто приносил добычу - был в почёте. Земледелие повысило статус женщины. Плодородие связывалось, конечно, с женщиной. Отсюда и почитание богинь плодородия. Женское божество плодородия становится излюбленным духом земледельцев, и бесчисленные фигурки, олицетворяющие богиню-мать, покровительницу полей, заполняют музеи, экспонирующие результаты раскопок поселений древних земледельцев" (В.М.Массон. "Возникновение и развитие земледелия". - М.,1967, с.30,32).
Видимо, некоторое поверхностное сходство между уходом за урожаем и рождением ребенка находило воплощение в едином образе рожающей женщины. Слово "плод" даже в современном русском языке означает и ребёнка в утробе матери, и фрукт на дереве. Культура земледельцев приветствовала многодетность. Бездетность рассматривалась как проклятье. Равно как и засуха. И от того и от другого искали избавления с помощью колдовства. Для охотника и собирателя погода не имеет особого значения. В случае отсутствия одной пищи в одном месте, первобытный человек перемещается к другому источнику пищи. Земледелец не просто привязан к земле, он зависит от неё. И от божества, дающего плодородие. В такой культуре немыслимо обидеть женщину.
Некоторые животноводческие (некочевые) культуры весьма схожи с раннеземледельческими. В племени тода женщина рассматривалась как потенциальная роженица. Нанести ущерб (даже моральный) женщине воспринималось как рубить сук, на котором сидишь. Это редкое явление в мировой культуре, но только если брать крайнее выражение. Кому неизвестно, что в европейской, рыцарской по происхождению культуре, нельзя драться с женщиной? Мужчина нападает только на мужчину. Конечно, вопрос нуждается в детальном исследовании, но для понимания общей схемы динамики культуры в эпоху зарождения цивилизации - этого достаточно.
Женщина
выступает помимо этого и как хранительница очага, хозяйка дома.
Возможно, это вызвано тем, что мужчины часто отсутствовали. Уходили на
охоту и рыбную ловлю, защищали сообщество или уходили в поход на другое
племя/общину. И не всегда возвращались. Домом могла управлять только
женщина. А управлять значило владеть - тогда не было понятия о
собственности, закреплённом в праве, не было наследования по
завещанию. Скорее всего, стоит говорить не о "доминировании" женщины, а
о своеобразном распределении ролей, о расширении сферы женского труда и
женского влияния. Последующий "переворот" в сторону патриархальной
семьи соответствовал изменению социума и возрастанию роли войны.
В защите роль мужчины всегда была ведущей.
Далее идёт фрагмент из книги Колина Тернбула "Человек в Африке".
Небольшая главка у него так и называется "Женщины и земля". И потом ещё цитата
из книги Аверкиевой "Индейцы Северной Америки".
"Роль
женщин в жизни покотов и других народов южных саванн явно недооценивают.
Она не очень заметна и носит более закулисный характер, чем бурная и
проходящая на глазах у всех деятельность мужчин, но дом — это вотчина
женщин. Тысячи домашних забот — от уборки и стряпни до деторождения и
воспитания детей — отнимают очень много времени. На один только
трудоёмкий процесс приготовления пищи уходит чуть ли не весь день.
Женщины получают от работы удовлетворение, потому что с ними вынуждены
считаться.
Повсюду в саваннах за женщинами ухаживают, их
балуют и даже после свадьбы, особенно у южных бантуязычных народов,
мужчина постоянно дарит жене наряды и украшения, чтобы она могла
показаться на людях и поддержать его собственный статус. В обществах,
допускающих многожёнство, у каждой жены своё хозяйство, и муж чаще всего
бывает просто гостем в доме жены. Основное влияние женщин определяется
тем, что они рожают детей, и многие народы южных саванн, признавая
важность этой роли женщины, устанавливают наследование по материнской
линии, и женская линия становится главнее мужской. В таких обществах
мужчина может обладать властью, но только благодаря тому, что он
является членом линиджа своей сестры, и вся власть и влияние перейдут по
наследству не к его, а к её детям.
Признание обществом ведущей
роли женщины в семье находит выражение в выкупе, который не только
гарантирует хорошее поведение мужа (в противном случае жена может
оставить его и он потеряет выкуп), но и ставит его в подчинённое
положение, ибо выкуп не даёт ему абсолютных прав над женщиной, но зато
налагает большую ответственность.
/.../
Иногда родословная
ведётся по мужской линии, иногда по женской, но всегда главенствует
женщина, которую почитают прежде всего за способность к деторождению.
Поэтому она и оказывает особое влияние на экономическую деятельность.
Даже среди саванных скотоводов, у которых уход за скотом формально
является делом мужчин, женщины пользуются особыми правами и временами
берут в свои руки контроль над скотом. У земледельцев женщины имеют ещё
большие права, так как считается, что силу плодородия, с помощью которой
женщина властвует над человеческой жизнью, она может передать и земле и
без благословения женщины зерно не даст урожая.
Мужчины могут
заниматься грубой работой по расчистке полей, но часто именно женщины
сажают растения и ухаживают за ними. Амбар женщины считается
неприкосновенным, и хотя муж обеспечил её землёй, женщина, даже в
обществе, ведущем родословную по мужской линии, контролирует плоды
земледелия. Иногда у мужчины могут быть свои собственные огороды, но ему
не разрешается сажать некоторые особо важные культуры, находящиеся под
непосредственным экономическим контролем женщин. Там, где возникают
излишки продукции и где появляются специализированные ремёсла, как
гончарное или плетение корзин, женщины приобретают ещё одно преимущество
— в результате продажи продукции на рынке наличные деньги семьи
находятся в их руках.
В сфере экономики, как и в доме, женщины
пользуются влиянием и властью. Совершенно ошибочно утверждение,
основанное на сравнении с нашими нормами, что африканская женщина
унижена, так как ей приходится много заниматься физическим трудом.
Африканские женщины, как правило, гордятся своей физической силой, и
если мужчина предложит помочь ей нести груз, она может воспринять это
как смертельное оскорбление. Хрупкость и нежность, которые мы часто
ассоциируем с женственностью, в представлении здоровой африканской
женщины — просто слабость, и в Африке это лишило бы ее влияния и
уважения."
Тернбул К.М. Человек в Африке. Пер. с англ. М.:Наука,1981. с.43-44,50-51.
http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st008.shtml
"Ирокезский длинный дом из коры, как устанавливает У. Фентон, "был
жилищем материнской семьи: матерей, дочерей и дочерей их дочерей." Об
этом же говорило и то, что несмотря на матрилокальность, мужья сохраняли
свою принадлежность к своим материнским овачира, пользовались всеми
правами и привелегиями своего рода и выполняли все общественные и
религиозные функции вместе со своими сородичами. В домохозяйстве жены
муж не пользовался правами её рода. Земля, жилище, инвентарь - всё это
было собственностью овачиры и рода жены. Право пользования ими
наследовалось по линии матери. Дж. Витхофт, анализируя данные о древних
общинах лесной зоны Северной Америки в целом, также устанавливает, что
домохозяйства земледельцев этого района чаще всего состояли из группы
сестёр и параллельных кузин с их детьми и внуками и других родственников
линиджа и мужей из разных линиджей. Муж не был членом домохозяйства
жены, скорее "он был визитёром в жилище жены".
/.../
Эта
противоречивость в оценке роли женщины в ирокезском обществе
объясняется, на наш взгляд, тем, что сведения исследователей по этому
вопросу фиксируют положение на разные периоды ирокезской истории. В
одних случаях, как, например, у Дж. Хьюитта, делается попытка
восстановить роль ирокезок в далёком прошлом, в других речь идёт о
периоде меховой торговли и завоеваний. Коренные изменения, происшедшие
за этот период в области экономики, сказались, несомненно, и на
отношениях между полами, между мужем и женой. Женщины были устранены от
непосредственного управления в ирокезской Лиге. Они могли довести до
сведения совета своё мнение лишь через специальных ораторов из ордена
вождей Сосны. Ирокезский вождь и оракул Красная Куртка, прославившийся в
годы войны английских колоний за независимость, был именно делегатом
женщин в совете Лиги. В родовом управлении видную роль играла лишь
старейшая женщина из титулованной овачиры, а позднее - семьи."
Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. М.:Наука,1974. с.204-206.
Комментариев нет:
Отправить комментарий