03 октября 2021

Удивительные параллели между натуфийцами и обитателями Лепенского Вира.

Исследователи под руководством Тобиаса Рихтера из Университета Копенгагена раскопали стоянку натуфийской культуры в Иордании, известную как Шубайка 1 (Shubayqa 1), которая была обитаема между 12 600 и 10 000 годами до нашей эры. По словам Рихтера, люди, жившие в Шубайке-1, одомашнили собак ещё в 12 000 году до нашей эры. Они создавали произведения искусства в виде резных фигурок из кости и камня. Они также хоронили своих мёртвых. "Некоторые утверждают, что это свидетельствует о присутствии специалистов по ритуалам - шаманов или каких-то групповых лидеров", - сказал Рихтер.

Кстати, о шаманах. Раскопки натуфийской стоянки в пещере Хилазон Тахтит (Израиль) [1], возраст которой составляет 12000 лет до н. э., выявили захоронение, которая было построено и устроено специально для миниатюрной пожилой женщины-инвалида. Ритуалы погребения и метод, использованный для сооружения и запечатывания могилы, предполагают, что это захоронение шаманки, одно из самых ранних, известных из археологических источников. Тело похоронили в необычном положении; его положили на бок так, чтобы позвоночник, таз и правое бедро упирались в изогнутую южную стену овальной могилы. Ноги были разведены и согнуты внутрь в коленях.


Анализ человеческих останкови показал, что захоронение принадлежит очень маленькой женщине возрастом ≈45 лет и оценивается в 1,5 м в высоту (Источник). 

Интересно, что примерно таким же образом хоронили умерших и на стоянке Лепенски Вир на территории совр. Сербии.  


Википедия сообщает, что поселение возникло около 7000 года до н. э., то есть в раннем неолите Старой Европы.  

Как говорит

Лепенски Вир: останки жилища
Почему была выбрана именно эта форма, ведь она так настойчиво повторяется от жилища к жилищу? Полной ясности в этом вопросе нет. Однако в связи с тем, что в процессе раскопок многократно были найдены предметы в виде камня с небольшим углублением, возникла одна из версий, как именно строилось это жильё. В качестве основы брался ствол небольшого дерева, которое, чтобы не происходило перегнивания древесины в земле (которое неизбежно при вкапывании в землю), помещалось в это углубление в камне, после чего происходила его установка при помощи 3-х «канатов» (скорее всего, из кишечной ткани животных). Это и было основой жилья. Дальнейшее построение происходило, скорее всего, так: накладывалась деревянная «арматура» и происходила её обмазка раствором. Кстати, пол в жилищах создавался из тщательно утрамбованной крошки красного известняка. Именно такую версию высказал профессор Предраг Ристич — инженер, который принимал участие в раскопках с самого начала, проводил множество экспериментов и впоследствии писал диссертацию по Лепенскому Виру.


Есть ещё один вариант видения того, как происходило строительство трёхугольных жилищ Лепенского Вира. На этой 3-х минутной видиозаписи показаны попытки «вживую» построить «лепенсковирское» жилище.


Автор блога Old European culture в статье "Natufian house" приводит изображения таких же трёхугольных жилищ с раскопок из Шубайки 1, северо-восточная Иордания:


И - для сравнения - план одного из жилищ Лепенского Вира:


Одинаковые по форме, они очень сильно отличаются по размерам. Площадь самого маленького из них составляет 1,5 м2, а самого большого - 30 м2.

Имеется предположение, что эти жилища появились в результате десакрализации надгробных сооружений. Известно, что натуфийцы хоронили своих умерших под полами своих домов. В период PPNB черепа часто выкапывали и перезахоранивали, либо обмазывали глиной и (предположительно) выставляли напоказ. 

 


Люди Лепенского Вира также хоронили своих мёртвых под полом своих домов, иногда с отчленённой головой. Они также сделали много каменных голов, которые выставлялись в поселениях.


Является ли всё это простым совпадением? - задаётся вопросом автор блога Old European culture. Он считает, что существует явная вероятность связи между этими двумя культурами.

Я бы не стал делать столь категоричные заявления. В верхних слоях поселения Лепенски Вир влияние ближневосточных культур установлено однозначно, однако мы не знаем, когда началось это влияние. 

Что же касается похожих культурных форм, то они не обязательно свидетельствуют о происхождении из единого источника. В конце концов, существует ведь такое понятие как ноосфера с "облаком" идей, и "подключение" к единой ноосфере может происходить в обществах, удалённых друг от друга на многие тысячи километров. Я думаю, имеенно этим объясняется феномен глобального распространения палеолитических "венер". И, может быть, "контактерами", осуществлявшими "подключение" к ноосфере, были те самые шаманки, одну из которых откопали археологи в пещере Хилазон Тахтит. Если у носителей культуры Лепенски Вир имелись такие же шаманки, тогда понятны и культурные параллели. Утрируя и огрубляя до неприличия, можно сравнить это с алкогольным делирием: в состоянии "белой горячки" и русские, и американские алкаши видят одних и тех же чертей. Но по этим видениям нельзя считать русских и американцев одним народом с единой культурой.

-----------------------------------------------------------

[1]




Комментариев нет:

Отправить комментарий