И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 158-162) приводит высказывания античных авторов, свидетельствующих о связи Афродиты и схожих материнских божеств с правом и правосудием.
"Об Афродите Сирийской в происходящей из Англии надписи, опубликованной в Henzen-Orelli, Inscriptionum Latinarum selectarum amplissima collectio, vol. III, nr. 5863, сказано: Дева на небе во Льве, подательница колосьев, родоначальница справедливости, основательница городов. - Церера, Богиня Сирийская, взвешивающая на весах жизнь и справедливость. К этому высказыванию можно присовокупить и сообщение Кассия Диона (Римская история, XLIII, 21), согласно которому Цезарь создал свой форум, предназначенный для отправления правосудия, возле храма Афродиты, матери рода Юлиев. В связи с этим важным представляется известие Плутарха в собранных им изречениях римских полководцев (в Hütten VIII, 141), что Сципион Африканский в покорённой им Бафии (Бадахос?) вершил суд в храме Афродиты. Характер Юстиции носит афродитическая Сирийская богиня также в изображении Гигина (Мифы, 197): с Луны в Евфрат падает яйцо; рыбы выкатывают его на берег, голубки высиживают его. Отсюда вырисовывается образ теллурической Праматери, о которой сказано: "И справедливостью, и честностью превосходит прочих". О Венере Овидий (Фасты, IV, 86) говорит так: "И дарует закон небу, земле и породившим [её] волнам". В «Ночном празднестве Венеры» сказано (7): "На высоком троне завтра будет суд она [т. е. Диона] вершить" и (там же, 50): "Будет суд вершить богиня, сядут Грации вблизи" (аллюзия на consilium [1], заседающий совместно с отправляющими правосудие магистратами). Аммиан Марцеллин (Деяния, XLI, 11) именует Немезиду — столь близко родственную Афродите Рамнунтскую Матерь — causarum et arbitra regum [2].
Особого внимания заслуживает миф об основании сирийского города Бейрута, школа юриспруденции которого была знаменита ещё в императорскую эпоху и который Григорий Назианзин, сам изучавший здесь право, называет "славный город Финикии, жилище авсонийских законов" (Сократ Схоластик, Церковная история, IV, 27). Миф этот сообщает столь сведущий в азиатских религиях Нонн (Деяния Диониса, XLI, 85 и след.). Афродита-Берое предстаёт здесь матерью теллурических бездн, царицей напоённого влагой ночного неба, но при этом она является также и источником и носительницей права, учредительницей мира на земле, владычицей великой гармонии, которой исполнены небо, земля и все элементы материального творения — свойство, присущее также и праву. Без сомнения, само право было жреческим занятием, его изучение было связано со святилищами Афродиты, как медицина — с храмами Трикка и Эпидавра. Отсюда и выражение justitiae sacerdos [3], которое использует уроженец Тира Ульпиан в Дигестах (D.I.1.1.1)".
Изображённая здесь Афродита очень сильно отличается от той "богини плодородия, любви и красоты", которая известна в масскультуре (поп-культуре).
Селус, Генри Кортни. Рождение Венеры (1852). |
Тут никому и в голову не придёт, что с Венерой-Афродитой как-то связано законодательство.
--------------------------------------------------------------
[1] Совет (лат.).
[2] Споров и царей судья (лат.).
[3] Жрец (жрица) справедливости (лат.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий