28 марта 2022

Зана.

О ней писали Фазиль Искандер и Борис Поршнев. Она была героиней газетных сенсаций 1970-х годов, время от времени о ней вспоминали и позже, вплоть до настоящего времени. Но кем она была на самом деле?

Тут надо начать с Бориса Фёдоровича Поршнева (1905–1972), который всю жизнь интересовался началом человеческой историию. Историю про дикую женщину Поршневу рассказал доктор биологических наук А.А. Машковцев, знаток кавказских легенд и, подобно самому Поршневу, энтузиаст реликтовых гоминидов. В 1962 году он узнал от абхазских стариков, что во второй половине XIX века охотники князя Ачбы поймали «лесную женщину» — абнаую. Изловили с трудом, когда она заинтересовалась штанами одного из охотников, разложенными на траве. Лесовичка дралась как бешеная, её пришлось крепко связать. После поимки её несколько раз перепродавали и передаривали, пока она не оказалась в усадьбе дворянина Эдги Генаба в селении Тхина (78 км от Сухуми).

Женщину назвали Заной. Она не умела говорить — издавала только нечленораздельные звуки, а иногда вроде бы смеялась. Но, по-видимому, знала своё имя и выполняла простые работы, требующие физической силы. Рассказывают, что Зана любила купаться в реке и пила алкогольные напитки. Ходила голой, одеваться отказывалась. Её держали в загоне из брёвен, потом, когда она привыкла к месту и людям, её перевели под навес в стороне от дома. Под навесом она вырыла яму, в которой спала. Сначала Зану привязывали, потом перестали — знали, что не уйдёт оттуда, где её кормят.

По рассказам стариков, её кожа была чёрной или тёмно-серой, а всё тело покрыто чёрно-рыжеватыми волосами. Волосы на голове были курчавые, поднимались шапкой. Огромного роста, сильная, мускулистая, Зана могла нести 50-килограммовый мешок с мукой, на бегу перегнать лошадь. Лицо «широкое, скуластое, с крупными чертами. Плоский нос со вздёрнутыми большими ноздрями. Выдвинутая вперёд нижняя часть лица наподобие рыла. Широкий разрез рта, крупные зубы. Как-то неестественно выступающий затылок. На низком лбу волосы начинались от самых бровей… Глаза имели красноватый оттенок. …Выражение этого лица было не человеческим, а животным» (Поршнев, цит. по книге Виталия Танасийчука «Невероятная зоология. Зоологические мифы и мистификации», КМК, 2011).

При всём этом у Заны было четверо детей — два сына и две дочери. Первого ребёнка Зана нечаянно то ли утопила, то ли простудила, окунув в холодную воду. Следующих у неё забирали. Самый младший сын, Хвит, умер в 1954 году, в возрасте 65–70 лет. Отцом его назвался один из жителей Тхины — признался родственникам перед смертью, что в молодости был грех. Хвит был дважды женат и оставил троих детей. Он был «могучего сложения, с темноватой кожей и некоторыми другими как бы негроидными признаками». Сохранилась его фотография, которую часто воспроизводят. Поршнев видел его сына и дочь, отмечал их тёмную кожу и грубые черты лица, но ничего «первобытного», «не человеческого, а животного», в них не было. А вот могилу Заны ему не удалось найти.

Однако в 1975 году журнал «Вокруг света», Институт этнографии и Институт археологии АН СССР организовали экспедицию в Абхазию. Раскопали много могил, то ли десяток, то ли два, и в одной из могил нашли то, что искали. После прведённых исследований специалисты московского Института этнографии установили, что череп Заны имеет черты, типичные для африканцев. 

Специалистов по абхазской истории этот результат не особенно удивил. Негроидная этническая группа в Абхазии проживает, по одним источникам, с XIX века, по другим, с XVII. Эти люди — абхазы по языку и обычаям, африканцы внешне — живут в селении Адзюбжа в устье реки Кодор и окрестных сёлах. Владетельные князья Абхазского княжества Шервашидзе (Чачба) когда-то купили чернокожих рабов, чтобы те возделывали мандариновые плантации. Но очевидцы утверждали, что Зана не была похожа на чёрных абхазов — «тех мы видели, она была не такая, совсем дикая».

Всё окончательно прояснилось после исследования ДНК. Детальное сравнение геномов Заны и представителей современных африканских популяций продемонстрировало, что примерно две трети её предков происходили из Восточной Африки и треть — из Западной. Кстати, большинство африканских рабов в Османской империи было вывезено из районов Великих Африканских озёр и современного Судана.

Таким образом, загадка себя исчерпала. «Кавказская йети» была африканкой, одной из рабынь, привезённых в Абхазию. Денисовцев, неандертальцев и шимпанзе прицепить к Зане никак не удалось. Зана была человеком, и вся дикость в её судьбе исходила от других людей. Скорее всего, она сбежала от своих рабовладельцев в горы и много лет проживала там совсем одна. Чем она там питалась — одному Богу известно. Скорее всего, она не знала языка местных жителей, а её "дикость" была обусловлена вполне естественным сопротивлением насилию со стороны работорговцев и рабовладельцев.

По материалам статьи Е. Клещенко в журнале "Химия и жизнь", № 12, 2021.

Комментариев нет:

Отправить комментарий